Рынки в полете. Российский и мировой рынок стали: 13-20 декабря 2020 г.

Под конец года всегда происходит много занимательных событий. И прошедшая неделя в этом плане не была исключением.

Она вместила в себя первые полеты тяжелой ракеты «Ангара-5», самолетов МС-21 с российским двигателем и ИЛ-114-300, пресс-конференцию президента и завершение «увлекательного» процесса американских выборов (хотя последнюю точку должно поставить голосование в Конгрессе 6 января). Правда, для участников российского рынка стали на первом месте остается повышение цен.

В середине декабря экспортные котировки на российский горячекатаный прокат превысили отметку $700 за т FOB. Вследствие этого металлургические комбинаты снова откорректировали цены на аналогичную продукцию для российских потребителей. Новый ориентир теперь составляет 60-62 тыс. руб. за т CPT по январским контрактам, а в феврале производители ожидают рост еще на 4-5 тыс. руб. за т.

Новости по теме

Данное повышение базируется, прежде всего, на том подъеме, что сейчас происходит на мировом рынке. В Турции горячекатаный прокат приблизился к $800 за т EXW, в США преодолел $1000 за т. В Европе от корпорации ArcelorMittal ожидали, что она до Рождества объявит о доведении базовых котировок до 700 евро за т EXW, и она таки это сделала! Отстает только Восточная Азия, но и там цены на российский горячекатаный прокат во Вьетнаме вышли на уровень $700 за т CFR.

Судя по всему, это подорожание продолжится и после Нового года, хотя и не такими высокими темпами. Для этого есть объективные причины. Во-первых, это долларовая инфляция, выражающаяся в росте цен на все ресурсы — от нефти до меди. Во-вторых, ожидания запуска новых стимулирующих антиковидных пакетов, которые будут способствовать увеличению инвестиционного и потребительского спроса. В-третьих, сохраняющийся дефицит сырья — металлолома и железной руды — и увеличение сырьевых затрат металлургов. В-четвертых, недостаточные объемы предложения стальной продукции, ее острая нехватка на спотовом рынке.

По мнению самих металлургов, повышение продлится в январе и феврале. Дальше возможны варианты. Один из них заключается в продолжении заваливания рынков наличностью, что приведет к новому подъему в духе лета 2008 г. Когда денег много, их легко дают всем и не слишком задумываются о будущем возврате, все прейскуранты уходят в небеса.

Двенадцать с лишним лет назад этот «Титаник» наткнулся на айсберг под названием Lehman Brothers. Банки, опомнившись, начали требовать со всех уплаты долгов, и пирамида рухнула. Кто-то обанкротился, кому-то позволили закрыть потери свеженарисованными долларами, но покупательская и кредитная вакханалия прекратилась. Повторится ли этот спектакль еще раз, посмотрим. Его внешними проявлениями станут ажиотажный спрос на ресурсы, новый взлет на фондовых рынках и новые стимулирующие программы с раздачей денег бизнесу и населению.

Второй вариант заключается в резком переходе от всеобщего оптимизма к кризису. В ряде стран на праздники анонсированы жесткие карантинные мероприятия, которые могут снова оказать угнетающее влияние на экономику. Вакцинирование практически нигде еще не началось, а когда оно стартует, на первый план неизбежно выйдут негативные побочные эффекты. Закончились или заканчиваются льготные периоды, которые не факт, что будут продлены, обостряются проблемы с задолженностью. Однако для такого поворота вниз нужен «детонатор» - непредвиденное остро неблагоприятное событие, пресловутый «черный лебедь».

Промежуточное положение между этими крайними сценариями занимает инерционный вариант. В соответствии с ним, сразу же после Нового года на мировом рынке стали сохранится дефицит, но постепенно спрос будет покрываться, покупатели сделают паузу, а металлурги, наоборот, увеличат объемы производства. Возможно, к весне улучшится ситуация с поставками сырья, и оно, наконец, начнет дешеветь.

Впрочем, почти что в любом случае стоимость стальной продукции на мировом рынке в ближайшие два-три месяца будет находиться вблизи максимальных отметок за последние 8-12,5 лет. В этом случае следование российских компаний принципу экспортного паритета может привести к появлению ряда серьезных проблем.

Как отмечалось на Круглом столе «Спотовый рынок стальных труб: состояние и перспективы развития», проведенном в Российском союзе поставщиков металлопродукции (РСПМ), металлоторговым компаниям для закупки стальной продукции по новым ценам надо будет более чем на треть увеличить оборотные средства. Но где их взять? Сейчас не 2007 год, банки стали очень прижимистыми и осторожными, привлечь через них дополнительное финансирование — еще тот квест.

Новости по теме

Подорожание стальной продукции загнало в глухой угол производителей металлоконструкций, особенно, тех, что работают над государственными проектами. Им никто не позволит пересмотреть сметы в сторону столь резкого увеличения. Данная проблема в той или иной степени затронет и многих других клиентов. Это чревато либо остановкой строек, либо массовыми неплатежами.

Между тем, на пресс-конференции президента был поставлен вопрос о подорожании сахара и подсолнечного масла, вызванном теми же факторами, что воздействовали на рынок стали. «На мировых рынках выросла цена, значит, на внешний рынок пошло больше значительно, и начали внутренние цены «подтаскивать» к общемировым, что совершенно недопустимо», - эта фраза главы государства, взятая из стенограммы, может быть отнесена и к стальной продукции. А будет ли она отнесена? Не исключено. Как не исключено и то, что правительство прислушается к аргументам металлургов и введет ограничения на экспорт металлолома. За развитием этой ситуации тоже надо пристально следить.

На пресс-конференции металлургов также упоминали в связи с экологическими темами, причем речь шла именно о снижении уровня загрязнения окружающей среды и улучшении качества атмосферного воздуха. Это не следует смешивать с климатической политикой, которая стремится подчинить всех и вся единственной цели — уменьшению выбросов углекислого газа.

На автомобильном форуме IMAF 2020, который проходил в онлайне в первой декаде декабря, европейских представителей порой было страшновато слушать: их зацикленность на углекислом газе напоминала некую манию. При этом уже давно никого не интересует, как именно влияют «человеческие» выбросы углекислого газа на климат нашей планеты и влияют ли вообще. О реальных доказательствах могут спорить ученые-климатологи, которые как раз ни в нем не уверены. Данная тема, которую начали раскручивать только в середине прошлого десятилетия (поворотное событие — Нобелевская премия экс-вице-президенту США Гору в 2007 г.), к настоящему времени превратилась в маркер — в критерий для определения «своих» и «чужих», наравне с правами ЛГБТ.

В этой связи настораживает то, что о намерении построить безуглеродную экономику к 2060 г. недавно заявил Китай. Хотя это немного напоминает историю о Ходже Насреддине, ишаке и эмире, судя по всему, руководство КНР хочет продемонстрировать свою идейную близость к нынешним американским властям, для которых климатическая тема явно станет приоритетной. Об этом говорит хотя бы то, что в структуре президентской администрации создается равнозначный министерскому пост «посла» по климату, а на должность Министра энергетики США планируется назначить знатную климатическую активистку. Так что, надо готовиться к тому, что Россию вскоре будут обвинять еще и в глобальном потеплении.

Хотя, а почему бы не присоединиться к «общечеловеческим ценностям»?! Вообще-то, один раз мы уже присоединялись, спасибо, больше не надо. Кроме того, современная климатическая религия требует уже не только слов, но и дел — создания крайне затратной и ненадежной альтернативно-энергетической инфраструктуры. Причем отвертеться от этого не позволено никому.

Так, только на прошлой неделе стартовали несколько проектов в сфере так называемой водородной металлургии, единственная цель которой заключается в предотвращении выбросов углекислого газа. Особенно радует в них предложенная технология перевозки водорода, который со своей способностью просачиваться через все, что угодно, и охрупчивать металлы представляет настоящий логистический кошмар. Из водорода предлагается получать аммиак, перевозить его в танкерах, а на месте назначения снова разлагать его на водород и азот. Вот интересно, кто будет оплачивать все эти манипуляции?! Или в западных странах считают, что действовать по принципу: «На, бери эти деньги, а я себе еще нарисую» можно будет до бесконечности?!

Новости по теме

В нашей экономике сейчас делаются и планируются на будущее гораздо более интересные вещи. На состоявшемся на прошедшей неделе Национальном промышленном форуме в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждали злободневные вопросы импортозамещения и стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции. И здесь безусловно радует то, что представители правительства и ведущих российских компаний не только мыслят одинаково, но и готовы вместе решать накопившиеся проблемы и создавать новые производства.

Так, было озвучено предложение о том, как разорвать заколдованный круг, в котором годами крутятся российские компании. Освоение производства высокотехнологичной импортозамещающей продукции — сложный и очень дорогостоящий проект, и компании не берутся за него, не имея гарантий окупаемости инвестиций, которая зависит от спроса со стороны отечественных клиентов. А спроса нет, потому что нет предложения либо клиенты не хотят менять испытанный и надежный импорт на российские аналоги, которые, во-первых, еще не выпускаются, во-вторых, возможно, будут дороже и, в-третьих, с неизвестным качеством.

Эту проблему предлагается решить примерно тем же способом, с помощью которого несколько лет назад строили новые электростанции. Государство как посредник и гарант собирает заявки от потребителей, обеспечивающие юридически подтвержденный спрос на будущую российскую высокотехнологичную продукцию и возврат инвестиций. При этом оно же помогает исполнителю наладить выпуск и следит за выполнением всех его обязательств.

Само собой, это только грубая схема, которая будет наполняться конкретикой. Но по такому принципу внедряются и другие законодательные новации. Уже запущены первые конкурсы в рамках СПИК 2.0, идет реализация проектов КППК. Теперь, по словам заместителя министра промышленности и торговли Василия Осьмакова, начинается процесс отладки, который будет происходить в тесном взаимодействии с бизнесом.

Вообще, Национальный промышленный форум показал, что Россия движется по направлению к созданию государственно-частной централизованной экономики с сильным плановым началом. Рыночек, как оказывается, не может «порешать» ничего. Банки, действующие чисто по рыночным принципом, являются тормозом для промышленности, а любое развитие возможно только с государственной поддержкой.

Правительство и крупный бизнес вплотную подошли к широкомасштабным многоотраслевым программам, требующим многостороннего сотрудничества. Так, реализация проекта высокоскоростных магистралей на линии «Москва-Юг» станет возможной благодаря взаимодействию железнодорожников, машиностроителей, строительных компаний, региональных властей и других участников.

Группа ГАЗ предлагает запустить еще одну госпрограмму по созданию в России производства важнейших автокомплектующих, потребность в которых сейчас на 100% удовлетворяется за счет импорта. Причем количество возможных поставщиков такой продукции зачастую можно посчитать по пальцам одной руки. Объем такой программы оценивается в 120 млрд. руб. на пять лет, но зато ее реализация позволит заместить импорт в размере 350-380 млрд. руб. в год.

Как отмечает Росстат, в ноябре при общем спаде в российской промышленности обрабатывающие отрасли показали небольшой, но рост по сравнению с тем же месяцем прошлого года. И перспективы на будущее совсем не плохие. На пресс-конференции президент осторожно предположил, что окончательное преодоление последствий кризиса будет достигнуто в конце 2021 — начале 2022 г. Но некоторые отрасли явно идут с превышением этого графика.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

В сложные времена надо больше общаться! Встречи, общение, новые партнеры и новая информация - все это Вы найдете на конференциях и выставках в будущем году! Ближайшая конференция "Региональная металлоторговля России" состоится в Сочи 19-20 февраля.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 2094

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter