Эксперты ИПЕМ представили прогнозы по основным показателям железнодорожной отрасли на 2023 год
В 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3-4,8%. Это приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов. Рынок вагоноремонта также ожидает снижение объема на 3,6-7,8%. О тенденциях и структурных сдвигах уходящего года и прогнозах ИПЕМ на будущий год по основным показателям железнодорожной отрасли на ХХ Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» рассказали заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук и заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.
Владимир Савчук в своем выступлении отметил, что в ноябре динамика погрузки на сети РЖД хуже общегодового тренда, в декабре также ожидается снижение, а по итогам 2022 года общий спад составит около 4%. В ноябре текущего года в минусе перевозки удобрений, руды, металлов, нефти и особенно леса, сокращение объемов которого на западном направлении достигло 75%. В плюсе помимо зерна перевозки строительных материалов (за исключением цемента) и прочие грузы.
В результате снижения погрузки в текущем году экспертами ИПЕМ отмечается рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. В 2023 году, по прогнозу ИПЕМ, перевозки упадут на 3-4,8% по отношению к текущему году. Это приведет к сокращению выпуска грузовых вагонов в диапазоне от 43 до 48 тыс. единиц.
По строительным грузам в 2023 году ИПЕМ прогнозирует ограниченное снижение из-за стагнации на строительном рынке. По нефти и нефтепродуктам на данный момент зафиксирован небольшой спад, отмечает Савчук, а в следующем году ситуация ухудшится, особенно на северо-западном направлении: «В целом ожидаем снижения перевозки нефтепродуктов на 10 млн тонн, перевозка цемента также будет снижена, падение ожидает рынок металлов и руды, особенно в экспортных перевозках из-за роста тарифов и снижения потребления металлов в мире».
Александр Слободяник в своем докладе рассказал о масштабных изменениях в структуре производства и реализации полувагонов: «На фоне ограничения поставок и производства комплектующих снизились объёмы выпуска и регистрации инновационных вагонов. При этом объём выпуска и регистрации типовых полувагонов вырос более чем в 10 раз. Выпуск типовых полувагонов начали осуществлять многие заводы, у некоторых из них наблюдается многократный рост. Выпуск типовых полувагонов наладили даже те заводы, которые в 2021 году полувагоны не выпускали совсем».
По оценке ИПЕМ, за 10 месяцев 2022 года произошла смена лидеров на рынке. Производители, которые на протяжении многих лет занимали ведущие позиции, сместились на 3-4 места, а лидером стала компания РМ Рейл.
Рынок вагоноремонта, по словам Слободяника, в 2022 году менялся под влиянием колебаний цен на запасные части. Больше всего подорожали колёсные пары СОНК и НОНК: с начала года на 10% и 19,8% соответственно. При этом цены плановых ремонтов на протяжении последних месяцев находились ниже пиковых значений середины лета. Например, в октябре средняя стоимость деповского ремонта была на уровне 86,2 тыс. руб., капитального – 126,0 тыс. руб. Снижение общих объемов вагоноремонта связано с сокращением потребного объема деповских ремонтов.
«В целом в 2023 году объем рынка вагоноремонта превысит отметку в 400 тыс. единиц, однако будет ниже уровня 2022 года на 3,6-7,8%, — говорит Слободяник,— При этом ожидается существенный прирост по капитальным ремонтам (до 19%), а объём деповских ремонтов будет сокращаться. В 2023 году объём капитальных ремонтов достигнет максимального уровня (превысит отметку в 100 тыс. ед.), а с 2024 года будет наблюдаться снижение. Рынок деповского ремонта продолжит сокращаться в 2023 году, когда снижение будет на уровне 9,7-14,2%».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.