Минпромторг надеется на опережающий рост внутреннего рынка металлопотребления
«В первой тридцатке сегодня 4 российских производителя, наиболее крупный из которых занимает 15-е место. Консолидированный российский игрок из 4-х компанний, входящих в тридцатку, вышел бы на второе место в мире после Arcelor-Mittal, - отметил на Международном конгрессе «Модернизация черной металлургии России: реконструкция, ввод новых мощностей, строительство мини-заводов, развитие сервисных металлоцентров» Алексей Пинчук, заместитель руководителя департамента базовых отраслей промышленности Минпромторговли РФ.- В то же время обращает на себя внимание тот факт, что большинство мест в этой «тридцатке» сегодня принадлежит китайским компаниям. Причем их ближайшие действия направлены на дальнейшую интеграцию предприятий отрасли и на захват еще большей доли мирового рынка».
Стабильный приток средств в отрасль позволяет российским компаниям выстроить последовательную и активную инвестиционную политику. С 2000 г. инвестиции в основной капитал выросли более, чем в пять раз и по итогам прошлого года составили 128 млрд. руб. В этом году этот показатель может достигнуть уже 160 млрд. руб. Столь же высокими темпами растут налоговые отчисления. В 2007 г. они составили 135 млрд. руб. Растет и заработная плата работников металлургических предприятий.
Вместе с тем имеются позиции, по которым есть некоторая зависимость от импорта. Это касается, в том числе, ряда позиций высокого передела. Наличие ощутимой доли импорта по некоторым из них вызвано опережающим темпом роста спроса по сравнению с вводом мощностей. В свою очередь, комплекс импортозамещающих решений по развитию металлургической отрасли зафиксирован в Стратегии развития металлургии до 2015 г., как своего рода общем векторе интересов государства и крупных компаний.
Год, прошедший с момента принятия Стратегии, показал правильность сделанных тогда оценок и заложенных в нее целевых показателей. Отрасль развивается даже с небольшим опережением запланированных параметров. Активно растет внутренний спрос, поставки продукции, ранее отправляемой на экспорт, все в большей мере переориентируются на российский рынок. 2007 г. стал переломным в этом отношении – впервые после спада 1990-х годов экспорт стал меньше объема внутреннего рынка. При этом существенная часть экспортных поставок обеспечивает потребности приобретенных нашими компаниями зарубежных активов. То есть фактически являются составной частью внутренней экономики российских предприятий и позволяют диверсифицировать риски по спросу.
«Понятная перспектива развития рынка позволяет уже сегодня говорить, что внутренний рынок и дальше будет расти опережающими темпами, - отметил А. Пинчук. - При этом максимальный вклад генерирует машиностроительный комплекс. А это в свою очередь вызвано теми решениями, которые были приняты Правительством в последнее время - Энергетическая стратегия и Генеральная схема развития газовой отрасли на период 2030 г. , дающие ясную картину спроса на продукцию металлургов по целому ряду инфраструктурных проектов. Концепция развития автомобильной промышленности определила долгосрочный спрос на прокат высокого качества. Заложенные в Стратегию развития транспортного машиностроения и Стратегию развития железнодорожного транспорта целевые показатели по выпуску подвижного состава и элементов транспортной инфраструктуры позволят металлургам сформировать долгосрочное видение рынка сбыта своей продукции и обоснованно инвестировать в развитие современных производственных мощностей.
Кроме этого Министерством планируется разработка Стратегий развития тяжелого и энергетического машиностроения, которые необходимо будет взаимоувязывать с развитием металлургии.
За период с 2000 по 2008 г. износ основных фондов снизился с 53,5% до 43%. В период с 2008 по 2011 г. общий объем инвестиций составит 700 млрд. руб., что приведет к уровню износа менее 40%.
Отечественные предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом, и главная задача государства - содействовать этим инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создавать дополнительные возможности для ее участников, а также брать на себя решение задач, которые бизнес сам по себе решить не может (например, инновационных и инфраструктурных в рамках государственно-частного партнерства) и которые дают значительный мультипликативный эффект.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.