Российские компании стали заложниками своего бурного роста
В собственную ловушку попали банки, резко сократившие объемы кредитования, государственные корпорации, набравшие в последнее время огромные неликвидные активы и крупнейшие отечественные компании. Нерешенные вовремя проблемы, как финансовые, так и производственные, вырываются на поверхность в самое неподходящее время. Долги компаний — вот что пугает сегодня российское правительство. Если с внутренними займами еще можно как-то разобраться, то внешний корпоративный долг отечественных предприятий уже приближается к $500 млрд. По оценке Standard & Poor's, до конца года отечественным бизнесменам предстоит выплатить процентов на $45 млрд. И должники — весь бомонд российского бизнеса: «Газпром» ($60 млрд), «Роснефть» ($26 млрд), ВТБ ($21 млрд). Далее по списку. В действительности огромные суммы должны почти все крупные российские компании, которые годами брали дешевые западные кредиты, чтобы покрывать расходы по потребительскому кредитованию либо проводить сделки по слиянию и поглощению. Из частных компаний лидирует UC Rusal с $14 млрд. Для сравнения, у «Северстали» всего $6 млрд.
В обычной ситуации на эти цифры не обратили бы внимания. Однако случилось непредвиденное, хотя и неоднократно предсказанное: деньги резко подорожали, ликвидность снизилась. Проблема в том, что компании кредитовались, как правило, под залог собственных акций. Но рухнул фондовый рынок, акции, которые служат обеспечением по кредитам, резко подешевели. И если стоимость пакета, находящегося в залоге, упадет до предельной черты, владельцу бумаг придется либо доплатить кредитору серьезную сумму, либо продавать пакет. Причем покупателя будет выбирать иностранный банк-кредитор.
Порадовало государство. Правительство готово заплатить $50 млрд, чтобы у российских компаний не поменялись владельцы. Премьер Владимир Путин велел ВЭБу за счет бюджетных денег выдавать кредиты любой компании, которая успела взять в долг у иностранцев до 25 сентября.
Но этих денег, выделенных правительством из бюджета, может на всех и не хватить. Конечно, в первую очередь они достанутся госкомпаниям. Кстати, «Роснефти» уже пришлось доплачивать во время сентябрьского обвала российского фондового рынка. UC Rusal покупал 25% акций «Норникеля» за $13 млрд, причем частично на заемные деньги, а сейчас бумаги стоят вдвое ниже. Для финансирования он привлек двухлетний синдицированный кредит на $4,5 млрд. Ставка составила LIBOR + 1%. До конца года она увеличится на 1 процентный пункт, а в следующем году может вырасти до LIBOR + 4%. Для сравнения: «Северсталь» собирается привлечь кредита в размере $1,2 млрд по ставке LIBOR + 2,35%.
Полный вариант статьи Максима Логвинова читайте на сайте журнала "Профиль"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.