Станислав Наумов – о механизмах нового роста, инновационном будущем и вакансиях завтрашнего дня
Cтатс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов – чиновник прогрессивный. Его блог появился позже президентского, но вокруг него тоже сформировался круг постоянных читателей. У «Ежедневника замминистра» среди информационных ресурсов Министерства есть только один конкурент – «Путеводитель по российскому автопрому» директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексея Рахманова. С вопроса о том, зачем чиновнику высокого уровня нужен блог, и началось эксклюзивное интервью Станислава Наумова журналу «Металлоснабжение и сбыт».
- Обеспечивает ли Ваш персональный блог эффект обратной связи?
- Конечно! У него, собственно говоря, такой замысел и был – быстрее получать информацию с мест о тех или иных явлениях в реальном секторе: кризисных либо, наоборот, о технологиях, связанных с успешным решением трудностей. Еженедельно в рамках блога обсуждается две-три проблемные ситуации в разных отраслях. Уже сформировался круг постоянных экспертов. Они абсолютно не комплиментарны, мы на равных обсуждаем те или иные варианты решения проблем, разные подходы. Сейчас, к примеру, обсуждается несколько тем, связанных с моногородами, что действительно важно. Здесь, в Москве, невозможно себе представить все, что происходит в регионах. С помощью обсуждения на блоге, люди не просто предлагают, а начинают сами уже что-то делать. Фактически блог становится инструментом мониторинга таких совместных действий. Экспертами, как правило, становятся люди, которые интересуются что происходит в Минпромторге, заходят на наш ведомственный сайт и получают возможность вступить в коммуникацию с представителем министерства. Я стараюсь быть на острие таких контактов и впоследствии передаю возникающие вопросы своим коллегам по отраслям.
- Спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова в блогосфере часто ругают за то, что он и в своем блоге говорит канцеляризмами. Как Вы решаете «языковую проблему»?
- Это связано с привычкой к тем или иным стилевым особенностям. Лично я не очень-то люблю и у себя в кабинете канцелярит выслушивать, у меня проводятся совещания в достаточно живой атмосфере «мозгового штурма». И, кстати, очень многие участники обсуждения в блогосфере принимают участие уже и в непосредственных совещаниях в Минпромторге.
- Станислав Александрович, проблема стимулирования внутреннего потребления была актуальна в начале кризиса, актуальна и сейчас. Да, решены вопросы ликвидности в банковской сфере, проблемы внешних заимствований и залогов системообразующих предприятий. Однако эксперты все чаще говорят, что предпринятых мер недостаточно. Разрабатываются ли новые программы стимулирования спроса на конечную продукцию?
- Согласен с диагнозом. Исхожу из того, что все различия в оценке сделанного, - это различия на уровне «стакан наполовину полон или наполовину пуст». В общем, даже в прозвучавшем диагнозе дается достаточно высокая оценка антикризисных мер, разработанных и реализованных в течение последнего времени. То, что есть возможность дополнить эти меры, и я, и мои коллеги в других ведомствах правительства прекрасно осознаем, и в настоящее время мы как раз размышляем, как правильно простимулировать спрос на конечную продукцию отечественной промышленности, на промежуточную продукцию – на то, что используется в качестве промежуточных материалов. Правительство может вернуться к тем достаточно емким по потреблению (в том числе продукции металлургии) проектам, что до кризиса рассматривались как проекты для финансирования из инвестиционного фонда. С учетом того, что президент сказал в своем послании, необходимости наведения порядка в оценке стоимости строительных работ и принципов оплаты контрактов (чтобы не было завышения), думаю, что очень мощный спрос на продукцию промышленности мы сможем простимулировать за счет поддержки больших инфраструктурных проектов. Сейчас их несколько, они успешно ведутся. Это, прежде всего, проекты в области топливно-энергетического комплекса.
Думаю, многие регионы – те, которые первыми начнут на себе ощущать возможности посткризисного развития, будут со своей стороны предлагать такого рода проекты федеральному центру, и тогда внутренний спрос, интересный в масштабе возможностей не отдельного предприятия, а отрасли в целом, начнет восстанавливаться и возрастать по своим объемам – не только физическим, но и стоимостным. Тут, конечно, необходимо терпение и понимание, что мы уже не в кризисе, в посткризисном периоде, но параметры, по которым надо себя оценивать – они все-таки не скоро вернутся к тем параметрам, к которым мы привыкли, поскольку сейчас надо, скорее, думать не о возобновлении прежних схем экономического роста, связанных, по сути дела, с жизнью взаймы, а об освоении тех технологий, которые отличают развитую экономику – это технологии управления стоимостью, снижения издержек. Технологии, что позволяют нам, даже не совершая совсем уж фантастических инновационных прорывов, тем не менее на равных конкурировать с теми, для кого наш рынок был, есть и будет представлять колоссальный интерес. За каждый такой рубль-доллар «нового роста», конечно же, надо биться с помощью совершенствования корпоративных политик.
- В последнее время слова «инновации», «модернизация» не сходят с уст. Вместе с тем, по оценке ряда экспертов, как только страна модернизируется от начала до конца - треть нынешних рабочих потеряют свои рабочие места. Как это увязывается с политикой социальной стабильности? Эта «проблема инновационного будущего» как-то просчитывается?
- Я бы очень аккуратно говорил о том, что вот такое количество рабочих мест будет избыточно, ровно потому, что понимаю: примерно такое же количество рабочих мест сегодня является «вакансией завтрашнего дня», если иметь в виду новые проекты в промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня там дефицит демографических и трудовых ресурсов. Поэтому я давным-давно перестал бы пугать самих себя. То, что в процессе модернизации будет повышаться производительность труда, – это хорошо. Надо просто с помощью правительственной политики повысить мобильяность рабочей силы. Там, где не хватает квалифицировнных кадров, оказывать содействие инвесторам - чтобы издержки, связанные с трудовой мобильностью, не были бы издержками только инвестора и не становились бы издержками исключительно только государства, а являлись бы предметом совместного взаимовыгодного и взаимообязывающего решения. Думаю, что в перспективе десятилетия проблем, связанных с существенным высвобождением кадров, не должно в стране почувствоваться, поскольку при правильной политике эти люди найдут себя на рынке труда. Но только не того региона, может быть, где они проживают сегодня, а - на общероссийском рынке труда. Во многих развитых и развивающихся экономиках это давно является нормой, к этому просто надо начинать приспосабливаться и привыкать.
Заканчивается большой промышленный цикл в раках предыдущих схем размещения производительных сил, начинается новый. И вот это начало является хорошим стимулом для десятков и сотен тысяч профессиональных карьер. И мы с вами эти успехи в течение ближайших лет будем наблюдать.
Интервью провел –
Дмитрий Ляховский
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.