Сектор поставок материалов для авиапрома будет динамично развиваться

Редакционный директор издания Russian Avia Фредерик Бушесеш провел интервью президента РСПМ Александра Романова. Тема - поставщики авиапрома.

- Г-н Романов, не могли бы вы рассказать нам об истории создания Российского союза поставщиков металлопродукции?
- Идея, лежащая в основе Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) состояла в создании новой комплексной платформы для поддержки поставщиков металлопродукции. На самом деле, советские компании привыкли к поддержке соответствующих министерств и ведомств, многие их которых были упразднены после распада СССР. В 90-е гг. появилось много небольших промышленных союзов, но большинство из них были чисто формальными учреждениями, завязанные на известных людях, которые занимали высокие посты в госучреждениях. Тем не менее, некоторые союзы подходили более прагматично, пытаясь разрабатывать и применять настоящие бизнес решения. С появлением РСПМ в 1997 году, нашей целью было пригласить всех российских поставщиков металлопродукции к свободному общению, обсуждению текущих проблем и поиску новых партнеров.

Новости по теме
09 декабря 2024 г. Хакасия - родина РУСАЛ (фото)

- Насколько важны российская авиационная и аэрокосмическая промышленности для металлургического сектора сегодня?
- Авиационная и аэрокосмическая промышленности представляют сферу высоких технологий, которые заставляют постоянно развиваться такие сектора промышленности, как, например, машиностроение. Текущие проекты, которые сейчас активно развивают в российской авиационной и оборонной промышленности - Sukhoi Superjet, PAK FA, MS-21 свидетельствуют об изменениях и растущих потребностях в отрасли, что, несомненно, способствует развитию Российской экономики.

Во времена СССР почти все гражданские и военные лайнеры, эксплуатирующиеся на советской территории, были отечественного производства. Сильная военная авиация определяет военный потенциал любой страны. Само собой разумеется, что развитая военная авиация требует развитой металлургии. Такой высокий уровень производства требовал огромных мощностей от промышленности, которая отвечала строительством множества авиационных заводов по всему Советскому Союзу, а также заводов по производству запчастей и алюминиевой продукции. Назову лишь немногие: КУМЗ, КРАМЗ, Самарский металлургический завод, БКМПО, Ступинская металлургическая компания и др. По сути, Alcoa Rus и Алюминиевые Продукты сегодня играют главную роль как поставщики продукции для российской гражданской и военной авиации, а также как поставщики на международный рынок авиационной продукции.

Сегодня гражданская авиация находится в затруднительном положении, поскольку основная часть российского воздушного флота устарела. Стоит ли платить $50 млн за покупку импортного лайнера, или целесообразнее инвестировать в развитие российского производства? Я считаю, как только промышленность определится с требованиями на ближайшие несколько лет относительно объемов сырья и производства, она сможет адекватно отреагировать и построить необходимые мощности. Например, новый проект по строительству стана холодной прокатки на КУМЗе свидетельствует о готовности производства поддержать российские авиационные проекты.

- Говоря о потребностях промышленности, в марте 2010г. Алексей Федоров, бывший президент Объединенной Авиастроительной Корпорации, попросил Игоря Шувалова, Первого Заместителя Председателя Правительства РФ и Игоря Сечина, заместителя председателя правительства РФ, определить предполагаемый дефицит алюминия в РФ. Федоров утверждал, что к 2015 г. российскому авиационному сектору потребуется довести выпуск алюминия до 5, 5 млн тонн алюминия ежегодно. По вашему мнению, возможно ли достичь такого уровня производства и кто должен инвестировать, государство или промышленность?
- В общем и целом, Федоров был прав, предупреждая правительство, поскольку Россия нуждается в авиационном щите для защиты от внешней угрозы. Этот щит, фигурально выражаясь, является самой промышленностью, которая поставляет продукцию заводам гражданской и военной авиации - военной мощи страны. Одна из крупнейших металлургических компаний, которая делает достаточно в этом направлении - Русал. Предприятия двух дивизионов компании, расположенные на в Европейской части России и за Уралом, производят около 4 млн т первичного алюминия. Такая структура производства особенно эффективна в плане экспорта. Очевидно, основными экспортными рынками Русала являются Китай, который потребляет 18% алюминия в транспортной промышленности и 28% алюминия в строительном секторе, а также Западная Европа, где потребление составляет 31% и 21% соответственно. Благодаря запланированному открытию Богучанского и Тайшетского заводов объем производства возрастет на 1,2 млн т.

- Не смотря на то, что Китай развивает металлургические мощности с 2004 г. Качество продукции далеко от мирового уровня… По вашему мнению Китай представляет угрозу или новые возможности?
- Плохое качество продукции и огромный спрос объясняют аппетиты Китая в плане импорта. Хотя Россия является для Китая поставщиком номер один, российские металлурги не должны забывать, что Китай рано или поздно перетянет одеяло на себя, благодаря невероятному потенциалу развития производства и улучшения качества продукции. Китайская промышленность, включая строительство, авиацию, энергетику и т.д. развивается семимильными шагами. Представьте, в определенный момент весь миллиард человек населения вдруг захочет сесть на самолет и улететь куда-то! Тем не менее, у России больше ресурсов, лучшие мощности, более развитая энергетика, особенно принимая во внимание гидроэнергетические установки на Дальнем Востоке. Более того, Китай не располагает достаточными технологиями для производства полуфабрикатов. Таким образом, на данный момент, им выгоднее импортировать первичный и вторичный алюминий, а также титан из России, благодаря чему Китай является для нас рынком больших возможностей. Поэтому выбранная Русалом стратегия верна. Стратегия компании в перспективе будет связана с сотрудничеством с производителями продукции с добавленной стоимостью. Принимая это во внимание, я бы сказал, что Федоров был реалистичным оптимистом.

- Не секрет, что ценовая цепочка в российской металлургии достаточно длинная. Останется ли в ней место для малых компаний – поставщиков технологий?
- Принимая во внимание тот факт, что потребность в металлопродукции со стороны авиационной промышленности довольно высока, металлурги нуждаются в новом оборудовании и технологиях. Именно это вовлечет в процесс мелких игроков. Их будущее связано с развитием высокотехнологичных сплавов и другой продукции с добавленной стоимостью. Ценовая цепочка на самом деле очень длинная, поскольку кроме алюминия производители воздушных судов нуждаются также в жаропрочных сталях для двигателей, а также компонентов для облегчения веса судна.

- Говоря о композитных материалах, являются ли они конкурентами традиционным алюминиевым продуктам? Есть ли вообще такое понятие, как конкуренция среди типов металлопродукции?
- Композитные материалы считаются основной альтернативой алюминию в авиационной промышленности, поскольку композиты легче и обладает аналогичной прочностью. Применение алюминия сегодня широко пропагандируется в строительстве и железнодорожном транспорте. К примеру, в США используется новый вид железнодорожных алюминиевых вагонов, которые легче по весу и обладают большей грузовместимостью, нежели стальные. После того, как мы запустили программу по продвижению алюминия в России, КУМЗ объявил о намерении изготовить опытный образец такого вагона. Россия и США схожи в плане больших расстояний, поэтому российская промышленность заинтересована в этой инновации.

Что касается строительства, проблема России состоит в том, что у нас нет технических стандартов и правил применения алюминия в строительстве, поскольку в России исторически более распространено применение дерева. Сегодня Русал высказал инициативу выработать недостающие стандарты и требования для стимулирования использования алюминия в строительстве. Такая деятельность на первый взгляд, кажется не типичной для Русала, но когда мы увидим, что результатом подобной стандартизации станет стимулирование потребления алюминия в строительстве, которое в свою очередь повысит спрос на алюминиевые полуфабрикаты, это становится логичным.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 351

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter