Миллионы тонн надежды
К началу 2012 года отечественные нефтегазовые компании неожиданно резко сократили закупки труб у русских металлургов для строительства новых трубопроводов. Производители труб надеются, что снижение спроса — временное явление. В противном случае окупаемость многомиллиардных инвестиций окажется под угрозой.
Драйвер роста
До середины 2011 года производство труб большого диаметра (ТБД) оставалось одним из самых динамично развивающихся сегментов в отечественной металлургии и даже экономике.
В 2005-2011 годах металлурги (Магнитогорский металлургический комбинат, "Северсталь", Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания и Челябинский трубопрокатный завод) вложили более $7 млрд в модернизацию производства широкого листа и труб большого диаметра, чтобы покрыть потребности нефтегазовой отрасли в развитии транспортной инфраструктуры. Компании планировали инвестиции исходя из Энергетической стратегии до 2020 года и программы среднесрочного планирования Минэкономразвития и Минфина, где были прописаны потребности теплоэнергетического комплекса (ТЭК) в трубах.
Большую часть указанных вложений совершили Магнитогорский металлургический комбинат (ММК; $1,5 млрд) и Объединенная металлургическая компания (ОМК; $1,5 млрд), которые первыми в современной России реализовали проекты строительства станов 5000 для производства широкоформатного толстого листа.
Еще одним станом 5000 владеет "Северсталь", которая проводит модернизацию этого оборудования с целью повышения его мощности. Суммарные производственные мощности ММК, ОМК и "Северстали" составляют 3,7 млн тонн толстого листа в год, а к 2013 году они будут увеличены до 3,8 млн тонн в год.
Только в увеличение мощностей по производству ТБД в 2006-2011 годах металлурги вложили $1,9 млрд, из которых почти половина ($0,9 млрд) пришлась на проект Челябинского трубопрокатного завода "Высота 239" с мощностями на уровне 900 тыс. тонн ТБД в год. "Северсталь" инвестировала $300 млн в строительство цеха ТБД на Ижорском трубном заводе. Трубная металлургическая компания и ОМК с 2005 года вложили $214 млн и $500 млн соответственно в расширение мощностей по производству ТБД. Текущие российские мощности по производству этой продукции выросли до 5,5 млн т/год с 2,3 млн т/год в 2005 году.
По итогам уже практически завершившейся масштабной стройки мощностей станов 5000 и цехов по производству ТБД потребители такой продукции получили не только объемы, но и качество. Российские станы 5000 способны производить листы из стали прочностью до Х120, толщиной до 300 мм и длиной до 24 м. Продукция металлургов и трубников сертифицирована такими международными компаниями, как европейская Det Norske Veritas, американская API, китайская CNPC и другими.
Благодаря этому отечественная продукция пробивает дорогу на зарубежные рынки. Российский экспорт ТБД в 2009 году превысил 0,7 млн тонн, что позволило трубникам пережить самый тяжелый период мирового кризиса. В настоящее время около 60% мощностей по выпуску труб в России построено менее пяти лет назад, а по уровню модернизации трубная отрасль еще до середины прошлого года могла соревноваться разве что с Китаем. Потому как все остальные мировые конкуренты остались позади.
Сейчас можно утверждать, что до 2011 года вложения металлургов полностью себя оправдывали. В 2010-2011 годах спрос на ТБД составлял около 3,5 млн тонн в год, что почти в два раза превысило уровень потребления 2006 года и в полтора раза — уровень 2007 года.
Даже в период существенного спада на рынке ТБД в конце 2008-2009 годов на фоне драматического снижения цен на нефть и газ потребление ТБД в России оставалось на высоком уровне — 1,2-1,3 млн тонн в год. В общих поставках ТБД быстро росла доля отечественных поставщиков: если в 2006-2007 годах она не превышала 70%, то в 2008-2009 годах увеличилась до 90-95%, но затем снизилась до 75-80% в 2010-2011 годах.
Основными драйверами роста для трубников явились крупнейшие инфраструктурные проекты в нефтегазовой отрасли. Одним из основных проектов стал "Северный поток" общей протяженностью 1,2 тыс. км от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. Одна ветка этого газопровода уже уложена, укладка второй должна быть закончена в середине года.
По оценкам Олега Петропавловского, аналитика ИК "Брокеркредитсервис", общая потребность этого проекта в ТБД составляет 2,4 млн тонн, из которых только 25% досталось ОМК, а оставшиеся 75% в каждой нитке были поделены между иностранными поставщиками.
Свою лепту в поддержание высокого спроса внесли и такие крупные проекты "Газпрома" и "Транснефти", как строительство газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток (1,4 тыс. км), БТС-2 (1,3 тыс. км) и ВСТО (первая ветка — 2,7 тыс. км, вторая — 1,5 тыс. км), их общая потребность в ТБД, по данным ИК БКС, составляет 0,8 млн тонн, 0,7 млн тонн и 2,8 млн тонн соответственно. В этих проектах отечественным производителям отдавался приоритет, в связи с чем их доля достигала 90%.
Фантом спроса
В прошлом году, однако, оптимизм трубников пошел на убыль. Нефтегазовые компании начали снижать закупки ТБД. И это на фоне резкого роста выручки большинства нефтяных компаний и "Газпрома", которые обновили рекорды по своим финансовым показателям. По предварительным данным, "Газпром" покажет по итогам прошлого года лучшие результаты как по выручке (предварительная оценка по МСФО — около $150 млрд), так и по показателю EBITDA (около $60 млрд). Выручка увеличилась на 27% к прошлому году, EBITDA — на 33%.
Но чем выше становились финансовые показатели компаний ТЭКа, тем более резкое снижение спроса на ТБД фиксировали металлурги. Если в первой половине 2011 года практически все производители ТБД работали с загрузкой, близкой к 100%, то начиная с прошлого лета спрос на их продукцию пошел на спад.
Так, в первом квартале 2011 года "Газпром" потреблял около 1 млн тонн ТБД, а в четвертом квартале сократил закупки в четыре раза, заказав у трубников около 250 тыс. тонн. К концу года загрузка мощностей трубников сократилась до менее 30%. Между тем даже в самое худшее время для отрасли — во втором квартале 2009 года — газовая монополия закупала больше труб, чем в относительно спокойном 2011-м.
"Из-за неравномерности потребления труб большого диаметра страдают все отрасли, связанные с их производством. Недозагружены станы 5000 на ММК и "Северстали" — производители штрипса для труб большого диаметра. Крайне низка загрузка мощностей и у трубных компаний,— говорит Александр Дейнеко, директор Фонда развития трубной промышленности.— Низкий уровень производства не позволяет оптимизировать общепроизводственные издержки, что ведет к увеличению сроков окупаемости инвестиций, вложенных трубными и металлургическими компаниями в проекты по производству ТБД и штрипса".
Сейчас ситуация по-прежнему неопределенная. У госкомпаний имеются крупные проекты, такие как "Южный поток", "Алтай" и Бованенково—Ухта—Торжок, общая протяженность которых превышает 5,9 тыс. км, а потребность в трубах большого диаметра, по оценкам ИК БКС, составляет около 8 млн тонн.
Но даже эти проекты столкнулись с определенными трудностями в реализации. Так, инвестиционное решение по "Южному потоку" уже перенесено на ноябрь, а начало строительства начнется не раньше декабря. Проект "Алтай" вообще не значится в инвестиционной программе "Газпрома" на 2012-2014 годы в связи с отсутствием договоренности по цене с китайскими потребителями.
Единственным крупным проектом в инвестиционном фокусе "Газпрома" остается Бованенково—Ухта—Торжок, однако план по нему еще может претерпеть изменения. Вновь перенесены сроки принятия инвестиционного решения по проекту разработки Чаяндинского месторождения и строительства газопровода Якутия—Хабаровск—Владивосток протяженностью почти 3 тыс. км.
У второго крупнейшего потребителя ТБД "Транснефти" в краткосрочной перспективе имеется только два проекта — ВСТО-2 и Заполярье—Пурпе, которые до 2013 года потребуют дополнительно порядка 400 тыс. тонн ТБД. Обсуждается также возможность строительства за счет "Транснефти" нефтепровода от Юрубчено-Тохомского месторождения до врезки в ВСТО (около 600 км). В то же время проект трубопровода Бургас—Александруполис можно считать закрытым.
Остальные крупные проекты "Транснефти" — нефтепродуктопроводы Ачинск—Кемерово—Сокур и Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск (проект "Юг") — намечены к реализации в 2013-2017 годах, к тому же их потребность в ТБД будет не столь высока, как у "Газпрома",— всего на уровне 1,1-1,3 млн тонн ТБД.
Таким образом, краткосрочный спрос на продукцию трубников остается под сомнением, что заставляет задуматься о сроках окупаемости вложений трубных и металлургических компаний в свои проекты сегмента ТБД. Особенно с учетом наметившегося застоя в ценах на ТБД: по данным "Северстали", цены на эту продукцию остаются на уровне около $2 тыс. за тонну уже в течение трех лет — с 2009 по 2011 год.
В конце прошлого года "Газпром" договорился с трубными компаниями о формуле цен на трубы с привязкой к основным статьям себестоимости трубников (от цен на железную руду и индекса цен производителей в РФ до цены горячекатаного листа). В итоге в начале марта "Газпром" объявил о стоимости контракта на поставку ТБД со средней ценой $2426 за тонну, что более чем на 20% превышает среднюю цену 2011 года. Однако объем, заявленный "Газпромом" в тендере, составил 777 тыс. тонн, то есть почти в три раза ниже уровня закупки в 2011 году (2,1 млн тонн).
Если предположить, что объемы потребления ТБД в России в 2012 году будут сокращены в два раза, до 1,5-1,7 млн тонн, загрузка мощностей снизится почти до кризисного уровня конца 2008-2009 годов.
Сроки окупаемости станов 5000 и цехов ТБД в этом случае возрастут на полтора-два года, а если и будущий спрос со стороны "Газпрома" не восстановится — то на четыре-пять лет. Сомнительно, что трубники предполагали такой ход развития событий, притом что цены на газ в Европе совсем недавно поставили новый рекорд: $544/1 тыс. куб. м против максимума в $487/1 тыс. куб. м в 2008 году.
Оптимистический сценарий
Впрочем, сами металлурги и трубники пока сохраняют оптимизм, заявляя, что потребность потребителей в ремонте нарастает.
По прогнозам Минэнерго, потребность "Газпрома" и "Транснефти" в ТБД для осуществления ремонтов в 2012 году составит около 400 тыс. тонн. Если эту цифру прибавить к ожиданиям по спросу на ТБД в 2012 году, то общее потребление таких труб в этом году составит максимум 2,1 млн тонн по сравнению с 3,5 млн тонн в 2011 году.
Помимо этого трубники заявляют о своих планах по поиску внешних потребителей, в частности из Средней Азии. По оценкам ИК БКС, до 2015 года потребности Казахстана и Туркмении составят почти 0,6 млн тонн в год, из которых отечественные трубники могут рассчитывать минимум на 30%, так как наши трубы соответствуют европейским стандартам. Проблемой экспортных поставок остается высокая доля транспортных издержек, так как перевозка труб сопряжена с "перевозкой воздуха" и высокими затратами, соответственно.
Таким образом, даже при наиболее благоприятном сценарии общий спрос на российские ТБД в 2012 году может составить 2,1 млн тонн, что на треть ниже 2011 года. В таком случае загрузка мощностей производителей ТБД не превысит 45%, что ставит под угрозу окупаемость уже введенных современных мощностей и целесообразность дальнейшей модернизации отрасли, в том числе в рамках государственной программы по импортозамещению.
"Можно упрекать металлургов в том, что они недооценили риски снижения спроса на их продукцию со стороны нефтегазовых компаний, но при той конъюнктуре на мировом нефтяном рынке, которую мы наблюдаем, спад в потреблении труб действительно является достаточно неожиданным,— комментирует Олег Петропавловский.— Возможно, он связан с тем, что "Газпрому" и "Транснефти" понадобилась небольшая пауза, чтобы более точно оценить перспективы новых маршрутов и новых рынков. В любом случае трубникам ничто не мешает развивать экспорт, который хотя и не является таким прибыльным, как поставки на внутренний рынок, но позволяет продержаться до той поры, когда ТЭК вновь вспомнит о своих подрядчиках".
Верят в лучшее и трубники. "Ожидать восстановления спроса на ТБД на уровне 2010-2011 годов можно к 2014 году,— прогнозирует Александр Дейнеко.— До 2015 года намечено строительство стратегических для страны магистральных трубопроводов Бованенково—Ухта, Якутия—Владивосток, Мурманск—Волхов, "Алтай", "Южный поток". В дальнесрочной перспективе — до 2030 года — прорабатывается возможность создания ЕГС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири.
По нашей оценке, для сооружения магистральных трубопроводов в этих регионах потребуется около 30 млн тонн ТБД и примерно такой же объем труб нефтегазового сортамента для добычи и обустройства новых месторождений нефти и газа".
Текущие мощности заводов по производству ТБД:
Основные реализованные и будущие проекты "Газпрома" и "Транснефти" в области транспортировки:
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.