Китай претендует на разработку российских месторождений
По заявлению Минпромторга РФ, на первом заседании российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству Игорь Шувалов в числе прочих вопросов планирует обсудить с коллегами разработку Удоканского медного месторождения с привлечением в проект китайских партнеров. Месторождение расположено в Забайкальском крае и является крупнейшим в России и третьим по величине в мире с запасами более чем в 26 млн тонн металла. В Минпромторге РФ отметили, что по состоянию на 2 квартал 2014 года на объекте построен экспериментальный карьер и продолжаются геологоразведочные работы.
Стоит отметить, что на территории России у китайцев есть еще один похожий проект, в котором российские компании, впрочем, не участвуют. Речь идет об освоении Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Республике Тыва. Лицензия на право пользования недрами принадлежит китайскому холдингу «Лунсин». Он строит здесь горно-обогатительный комбинат (ГОК), проектная мощность которого, по данным Минпромторга РФ, составит 1 млн тонн руды в год. Готовность комбината по состоянию на июнь 2014 года составляла 95%. В течение 20 лет китайцы будут добывать в Тыве цинковый, свинцовый и медный концентраты. России этот проект принесет пользу в виде рабочих мест и налоговых отчислений. По информации Министерства промышленности и торговли РФ, на заводе трудятся 1184 работника, большая часть из которых (722 человека) – россияне. При этом, работодатель обязан следить, чтобы не менее 50% персонала были жителями Тывы. Ежегодные налоговые отчисления «Лунсина» в бюджет республики оцениваются в 1 млрд руб. Китайцы уже потратили на проект более 10 млрд руб.
Совместно с КНР мы собираемся также разрабатывать Озерное свинцово-цинковое месторождение в Бурятии. Лицензией владеет российская корпорация «Металлы Восточной Сибири», но вот постройка самого ГОКа – дорогостоящий проект, требующий участия инвесторов. В настоящий момент подписано рамочное соглашение с китайской компанией NFC по поводу финансирования строительных работ. Параллельно с Банком Развития Китая ведутся переговоры о получении заемных средств. По данным Минпрмторга РФ, общие инвестиции в строительство составят до $1,2 млрд. Если все сложится удачно, ГОК заработает в 2016 году. Его проектная мощность составляет 8 млн тонн руды и более 800 тыс. тонн цинкового и свинцового концентратов в год.
Иногда мы не просто просим у китайцев денег на постройку сложных объектов, но и приглашаем строить их самих. Так, в 2008 году китайская государственная корпорация Minmetals Engineering Co. Ltd. выиграла конкурс на возведение Универсального рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате. И хотя сроки завершения стройки переносились пять раз, стан наконец-то заработал и позволил начать в РФ производство длинномерных рельсов (до 100 метров).
Наше сотрудничество с Китаем по части металлургических проектов не могло обойтись без алюминиевой империи Олега Дерипаски «ОК РУСАЛ». В 2012 году корпорация приобрела 33% акций китайского трейдера North United Aluminium, и теперь ее продукция будет более активно продвигаться на рынок КНР. «РУСАЛ», впрочем, намерен не только продавать, но и производить алюминий на территории Китая. Меморандум на эту тему подписан с Shandong Xinfa Group. К числу российско-китайских проектов относится строительство в Иркутской области анодной фабрики и комплекса по прокалке нефтяного кокса. Средства на эту стройку «РУСАЛу» предоставил Экспортно-Импортный банк Китая. Также с China Aluminium Corporation обсуждаются условия строительства алюминиевого завода в Сибири с предварительной проектной мощностью 800 тыс. тонн в год – предприятие будет использовать местную гидроэнергетику для электроснабжения своих мощностей. Кроме того, китайская компания Chalco может получить 10-20% акций Тайшетского алюминиевого завода, если поучаствует в его достройке – проект был заморожен в период кризиса 2008 года.
С 2011 года у крупнейшего российского титанового холдинга «ВСМПО-Ависма» имеется свое представительство в Китае, но на самом деле корпорация сотрудничает с китайскими партнерами гораздо дольше – с 2004 года она поставляет для China Aviation Supplies Imp. & Exp. Corporation титановые биллеты. Для китайских программ дальнемагистрального самолета С-919 и регионального ARJ-21 ВСМПО поставляет титановые полуфабрикаты и штамповки. Фирма Beijing Aero Lever Precision Ltd и вовсе подписала с ВСМПО соглашение на поставку всей потребляемой ей титановой номенклатуры – сначала договор распространялся на период 2011-2013 гг., но сегодня речь идет о его продлении.
Титан требуется не только для авиапрома. «ВСМПО-Ависма» поставляет титановые сварные трубы для китайских компаний, участвующих в строительстве электростанций, в том числе атомных. Медицинское подразделение титанового холдинга собирается выходить на китайский рынок с целью поставок материала для производства имплантатов и врачебных инструментов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.