Металлургия РФ | 06 октября 2014 г. | 12:19

Прокат на санкциях

Активный строительный сезон и сокращение украинского импорта оживили внутренний рынок металлопроката. Но жесткая конкуренция в регионах и низкая платежеспособность потребителей ограничивают возможности для роста доходов металлургов

Официальная статистика демонстрирует рост объемов металлургического производства в стране. По итогам января — августа 2014 года, обнародованным на днях Минэкономразвития РФ, российские предприятия выплавили 47,2 млн тонн стали (на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2013 года), выпустили 408 млн тонн стального проката (плюс 3,3%). Казалось бы, позитив: год назад о росте металлурги и не думали, начинали считать убытки. Но внешнее благополучие на российском металлургическом рынке обманчиво.

За увеличением выпуска отечественного металлопроката и цен на него не пытайтесь обнаружить рост потребления внутри страны. Причина в другом — напряженная обстановка на юго-востоке Украины заставила металлургов Незалежной уступить свою долю на российском рынке в разгар строительного сезона. А он в этом году удался. На строительный сектор, инфраструктурные проекты да еще на производителей продукции для ВПК сегодня в отрасли вся надежда. Угрозы рынку металлов — финансовые риски и низкая платежеспособность потребителей.

После спада, который отечественный металлургический комплекс продемонстрировал в прошлом году, в 2014-м он ежеквартально набирает обороты. Так, если в первом квартале валовое производство стали и проката отставало на 0,1% (здесь и далее — в сравнении с аналогичным периодом 2013 года), то по результатам полугодия вышло в плюс — 1,7% и 1,3% соответственно. Третий квартал, по предварительным оценкам, должен быть еще удачнее.

С ценами во втором квартале тоже все было хорошо: в то время как котировки на плоский и длинномерный прокат на мировом рынке стагнировали, внутренние цены на большинство видов стальной продукции росли. «Средние цены на базовые марки плоского и сортового проката в России увеличились в долларовом эквиваленте на 5 — 15% за счет выравнивания цен до экспортного паритета после снижения в первом квартале», — поясняют в НЛМК. В результате по итогам января — августа листовой горячекатаный прокат подорожал на 6%, стальной прокат с покрытиями — на 2,6%. И все это — на фоне стагнационных настроений в российской экономике.

Новости по теме
27 декабря 2024 г. Обзор: худший год металлургов

Реальное потребление стали в стране выросло весьма незначительно, по оценкам портала Metaltorg.ru, менее чем на 1%. Эксперты отмечают, что увеличения внутреннего рынка металлопроката не произошло в том числе из-за оттока зарубежных инвестиций: кредитование на Западе сократилось, в России — стало проблемнее и дороже. В итоге заморожены многие проекты, включая весьма металлоемкие. Кроме того, сократили закупки одни из главных потребителей металла — производители автомобилей: АвтоВАЗ — на 20%, «Автокомпоненты-Группа ГАЗ» — на 24,3%, КамАЗ — на 26,5%.

Одной из основных причин весеннего подъема металлурги и аналитики в один голос называют сокращение импортных поставок, вызванное украинским кризисом. По итогам первого полугодия импорт металлопроката в РФ упал на 11,8% (до 2,8 млн тонн) главным образом за счет снижения поставок из Украины (на 37,6% до 1,2 млн тонн). Общественные беспорядки привели к простоям сталелитейных предприятий, некоторые железнодорожные пути разрушены, возникли сложности с поставками продукции в сторону России. Кроме того, по словам старшего аналитика ИК «Велес Капитал» Айрата Халикова, уменьшение импортных пошлин на поставку украинской металлургической продукции в ЕС снизило привлекательность ее отгрузки в Россию.

— Из-за политического кризиса на Украине импорт строительного проката из этой страны почти прекратился. У нас на складах весь металл разбирают, — признавал в конце июня гендиректор «Мечела» Олег Коржов.

Снижение импорта оказалось весьма кстати — впервые за последние несколько лет во втором квартале произошло существенное сезонное увеличение спроса на металлопрокат со стороны сектора строительства и инфраструктуры. Отечественный стройкомплекс остается самым мощным потребителем металлоизделий. В рост двинулись и оборонные предприятия, получившие большой госзаказ и решающие связанную с санкциями задачу импортозамещения. Все это привело к возникновению дефицита на внутреннем рынке и послужило сигналом для подъема цен и увеличения производства.

Падение рубля в свою очередь позволило металлургам быть более конкурентоспособными на международных рынках: экспорт плоского металлопроката за первые шесть месяцев вырос на 5,3% (до 4 млн тонн), достигнув максимума за последние четыре года. Причины роста экспортных поставок очевидны: снижение валютного курса рубля повысило конкурентоспособность российских металлургических компаний на экспортных направлениях.

Среди уральских производителей рост операционных показателей по итогам первой половины 2014 года продемонстрировали единицы. Так, по данным ОАО «Черметинформация», Магнитогорский меткомбинат увеличил выпуск готового стального проката на 5,9%, Ашинский метзавод — на 6%, завод ВИЗ-Сталь Группы НЛМК — на 12%.

Импульс дали поставки листового проката на внешние рынки. Так, на ВИЗ-Стали связывают рост с увеличением мирового спроса на премиальные марки трансформаторного проката (их доля в общем объеме производства — 98,9%): на Индию, Турцию и страны Европы пришлось 85% продаж. Магнитка, еще в 2013 году делавшая упор на внутренний рынок, увеличила в первом полугодии поставки проката на экспорт на 26,3% (до 901 тыс. тонн).

Но основная масса уральских металлургических предприятий производит сортовой прокат, потребитель которого — внутренний рынок. В первом полугодии они либо балансировали на нуле, удерживая уровень производства первой половины 2013 года, либо допустили снижение выпуска продукции от 5 до 15%. К последним относятся два предприятия группы «Мечел» — Белорецкий меткомбинат и Ижсталь. К ним мог бы присоединиться и основной актив металлургической группы — Челябинский меткомбинат, но с прошлого года здесь начали выводить на проектные мощности универсальный рельсобалочный стан (до 1 млн тонн сортового проката), что позволило компании несколько выправить операционные показатели.

Причин для снижения показателей несколько. Во-первых, больно ударило сокращение спроса со стороны автопроизводителей. Для Метзавода имени Серова (входит в УГМК), например, это основной пот­ребитель.

Во-вторых, за последние полтора года в стране запущено несколько высокотехнологичных мини-предприятий, на электрометаллургических станах которых уже сегодня выпускается строительная арматура разных сортаментов общей мощностью 1,6 млн тонн. Один из них — завод сортового проката «Электросталь Тюмени» (входит в УГМК), рассчитанный на удовлетворение потребностей местных строителей (см. подробнее «Насильно милл не будешь», «Э-У» № 35 от 25.08.2014). По оценкам трейдеров, его появление сыграло не последнюю роль в снижении объемов производства как металлургического завода УГМК в Серове, так и других уральских производителей сортового проката. Конкуренции добавил и сосед из Казахстана — недавно запущенный сортопрокатный завод Евраза «Каспиан Сталь». Новые мини-заводы могли бы сильнее теснить старые уральские производства, но сокращение импорта украинской продукции открыло дополнительный шлюз для вводимых мощностей.

В-третьих, часть комбинатов намеренно ограничила поставки сортового проката в разгар сезона, ссылаясь на ремонтные работы на производстве. «Некоторые производители снижают выработку металла, чтобы не перенасыщать рынок и не допустить снижения цен», — отмечают в компании «Брок-Инвест-Сервис».

Немногие уральские металлурги смогли увеличить выручку и закончить полугодие с прибылью. Однако крупные металлургические холдинги, имеющие активы на Урале и в Поволжье, по итогам полугодия смогли показать неплохие финансовые результаты (к концу августа отчитались все, кроме «Мечела»: его результаты будут в октябре). Например, впервые с первого квартала 2013 года вышла в прибыль Группа ММК Виктора Рашникова, также впервые с 2011 года добился символической прибыли в 1 млн долларов Evraz.

Это (помимо сокращения импорта) результат массового снижения затрат металлургических компаний. Еще в прошлом году сталепрокатчики начали искать новые пути для сокращения издержек. Большинство компаний завершили крупные инвестпроекты и теперь сдерживают капвложения. «Прежде мы стремительно росли и много инвестировали, а сейчас сфокусированы на эффективности», — рассказывал год назад председатель совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин. За половину 2014 года эта компания снизила затраты на 133 млн долларов благодаря оптимизации технологий и процессов производства (это обеспечило 65% снижения), снабжения (16%), а также благодаря повышению производительности, оптимизации численности персонала (10%) и большей энергоэффективности (9%).

Снижение себестоимости и долговой наг­рузки всеми возможными способами, избавление от убыточных и непрофильных активов становятся ключевой задачей компаний отрасли.

Так, в конце 2013 — начале 2014 года в аутсайдерах оказались прежде крупные металлургические предприятия Оренбуржья и Пермского края: комбинат «Уральская сталь» (входит в Металлоинвест) и Чусовской металлургический завод (подконтролен Объединенной металлургической компании). Их собственники решили свернуть сталепрокатное производство, ссылаясь на неэффективность мощностей, и сконцентрировать средства на развитии других нап­равлений.

Некоторые компании, в частности Евраз, пошли на крайние меры и продали несколько производственных активов, которые посчитали неэффективными. Расстаться с частью активов готова и Группа ММК: «Если возникнут трудности с рефинансированием, — сказал заместитель гендиректора компании по финансам и экономике Сергей Сулимов, — компания может продать свой пакет акций (около 5%) австралийской железорудной Fortescue. Потенциально вырученные от продажи пакета деньги могут покрыть 70% необходимых выплат (в 2015 году ММК надо погасить 1 млрд долларов кредитов. — Ред.), остальные средства компания сможет привлечь из операционного потока».

Аналитики полагают, что российские металлурги могли бы рефинансировать долги, но доступ к западным кредитам затруднен из-за обострения отношений России и Запада. В положении «Мечела», который вложил значительные средства в не окупившиеся еще проекты и теперь лавирует между банкротством, сменой собственника и продажей основных активов, оказаться не хочет никто.

Участники российского рынка металлов отмечают, что до конца 2014 года у уральских металлургов еще есть возможность заработать. По словам президента Российского союза поставщиков металлопродукции Александра Романова, строительный сезон не закончен: «Ожидается, что активные продажи продолжатся до декабря. Сыграют на позитив и санкции: часть промышленников занялась импортозамещением, в первую очередь для ВПК, соответственно увеличится и внутреннее потребление металла». Заметного падения цен на внутреннем рынке «Брок-Инвест-Сервис» также пока не прогнозирует.

К тому же тенденции к дальнейшему ослаб­лению национальной валюты очевидны. А это повышает конкурентоспособность отечественных экспортеров, в том числе производителей металлопродукции.

В долгосрочной перспективе, однако, просматривается отсутствие серьезных драйверов роста и средств для развития.

— Весеннее улучшение экспортной конъюнктуры на фоне валютных скачков и последовавший за этим всплеск продаж не должны никого успокаивать. Объективно с загрузкой и ценообразованием все в порядке только у производителей труб большого диаметра, для остальных металлургов это лишь краткая передышка, — убежден первый замгенерального директора металлоторговой компании «А Групп» Сергей Курапин.

В 2015 году спрос внутри страны может быть слабее из-за снижения покупательной способности населения и затруднения кредитования, говорит и Сергей Донской из Societe Generale. Первые звоночки уже слышны. По словам генерального директора ГК Протэк Льва Полянского, в разгар строительного сезона стало заметно, что клиентам не хватает денег. Одновременно отдельные банки известили об увеличении кредитных ставок. Все это может серьезно ударить по потребительскому сектору. И теперь, по словам участников металлургического рынка, финансовые риски в целом и угроза неплатежей в частности беспокоят российские компании гораздо больше, чем недопроизводство.

Источник: Эксперт-Урал
Просмотров: 521

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter