Игра вдолгую. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (18-25 сентября 2016 г.)

Нестабильность, неустойчивость и непредсказуемость — такие не сильно привлекательные черты имеет сегодня и мировая политика, и экономика. Поэтому в нынешние непрочные времена особую ценность приобретают «якоря» - некие долгосрочные процессы и незыблемые константы, способные выступить в качестве точки опоры. На мировом рынке стали такую роль, похоже, начинает брать на себя Китай. В России правительство стремится выстроить непротиворечивую и предсказуемую экономическую политику, расставив приоритеты и установив правила, которых собирается придерживаться.

Рынок черных металлов в последнее время теряет синхронность. Различные виды стальной продукции и металлургического сырья движутся в разные стороны и с разной скоростью под влиянием различных локальных факторов. Тем не менее, практически в каждом случае можно разглядеть некие процессы, развивающиеся по собственной логике и задающие курс, как минимум, на ближайшие месяцы.

В России неожиданный подъем происходит в секторе арматуры. Цены в прайс-листах некоторых дистрибьюторов в Москве приближаются к уровню конца июня — начала июля, хотя для этого, вроде бы, нет объективных причин, а строительный сезон на большей части страны уже близок к завершению. Однако скачок, продолжающийся с начала сентября, отражает, прежде всего, нестабильность рынка проката строительного назначения.

Поставщики никак не могут привести предложение в соответствие со спросом. Судя по всему, они во второй раз за этот год недооценивают уровень реального потребления, что приводит к появлению краткосрочных, но весьма острых дефицитов. Причем завышенные цены сами по себе являются дестабилизирующим элементом, так как приводят к снижению текущих продаж и накоплению отложенного спроса, который порой проявляется неожиданным образом.

Весной этого года арматура быстро взлетела вверх, а потом медленно опускалась. Аналогичный сценарий может реализоваться и в ближайшие месяцы, если дистрибьюторы не решатся на размещение дополнительных заказов на заводах перед началом сезонного спада, а производители не пойдут на существенное расширение выпуска. Хотя не исключен вариант со сравнительно быстрым накоплением излишков продукции в сбытовой сети. Тогда нас с большой степенью вероятности ждут массовые распродажи в конце октября — ноябре.

Какой же якорь возможен в такой неясной обстановке? Пожалуй, только данные о состоянии строительной отрасли. Как показывает статистика, в этом году наблюдается рост объемов ипотечного кредитования, так что, по крайней мере, жилищный сектор на ближайшие месяцы будет обеспечен заказами, конечно, с поправкой на сезонность. Спрос на коммерческую недвижимость плотно завязан на объемы инвестиций в основной капитал и уровень доходов населения. Здесь все пока достаточно сложно, но все-таки видно дно, а в 2017 году можно будет рассчитывать на некоторое улучшение.

Наконец, третьей «опорной точкой» должны стать крупные инфраструктурные проекты, запускаемые государством. Процесс подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года недалек от завершения, и что-то должно придти ему на замену. Можно предположить, что это будут проекты по расширению и модернизации транспортной сети.

В отличие от сортового проката, находящегося перед развилкой, российский рынок листового проката выглядит более предсказуемым. Котировки первичного рынка не претерпели существенных изменений в сентябре, за исключением подешевевшей толстолистовой стали, и вряд ли дернутся в какую-либо сторону в следующем месяце. Спрос и предложение на эту продукцию относительно сбалансированы. Кроме того, российские меткомбинаты и их клиенты могут опираться на внешнюю конъюнктуру.

Мировой рынок стали сейчас действительно разделен. Котировки на сортовой прокат снижаются и, судя по всему, будут снижаться и в дальнейшем. В Китае строительная отрасль перестает играть роль мотора национальной экономики, которую она старалась исполнять весной и летом. Либерализация китайского рынка недвижимости привнесла в этот сектор новые инвестиции и обеспечила китайским металлургам новые заказы, но она же привела в итоге к спекулятивному разогреву рынка. Теперь китайским властям, чтобы сдержать рост цен на жилье в крупных городах, снова приходится зажимать гайки.

Упали в последние дни и цены на сортовой прокат в Турции. По местным металлургическим компаниям нанесли мощный удар американские конкуренты, подав официальную жалобу на демпинг и незаконное субсидирование экспорта турецкой арматуры в США. В 2014 году турецкие производители смогли отбиться от аналогичного обвинения, но с тех пор ситуация существенно изменилась. Американская экономика находится в худшем состоянии, чем два года тому назад, производство стали в стране возобновило снижение, а объемы импорта арматуры из Турции увеличились в несколько раз. При этом, если в 2014 году США были только одним из нескольких крупных покупателей данной продукции, то теперь это второй по величине клиент, уступающий только ОАЭ, и заменить его некем.

В то же время, перспективы листового проката не так уж и плохи. Цены на продукцию китайского производства понижались на протяжении последних четырех недель, но теперь у производителей есть неплохие шансы на то, чтобы остановить этот процесс, а то и повернуть его вспять. Китайское правительство не может допустить резкой просадки национальной экономики — и оно ее не допустит! Тем или иным способом, так или иначе.

Безусловно, Китай трансформируется. В его ВВП снижается доля промышленности, перестает увеличиваться потребление ресурсов. Но государственная поддержка ряда металлопотребляющих отраслей должна удержать национальный рынок стали от обвала, подобного 2015 году. Естественно, нового подъема внутренних котировок на листовой прокат в Китае, скорее всего, не произойдет, но падение еще менее вероятно. Значит, российские экспортеры, скорее всего, сохранят примерно нынешний уровень цен на данную продукцию.

При всей нынешней неопределенности, которая, по словам министра финансов Антона Силуанова и главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, является одним из основных факторов риска для российской экономики (и не надо смеяться над обеспокоенностью Алексея Кудрина проблемой высокого государственного долга в Европе и США: если там где-то рванет, никому мало не покажется!), правительство пытается внести в нее элементы устойчивости. В этом плане немаловажную роль играет недавняя статья премьер-министра Дмитрия Медведева в «Вопросах экономики».

С одной стороны, в ней рассказывается о достаточно тривиальных вещах, но, с другой, она подтверждает курс нынешнего Кабинета Министров, очевидно, получившего по итогам выборов карт-бланш на длительные, постепенные и целенаправленные перемены. В ней можно выделить следующие основные мысли.

Первое. Период сверхвысоких цен на природные ресурсы, в частности, нефть и газ, прошел и больше не вернется. Сейчас мы все загипнотизированы недавними трехзначными котировками на нефтяных биржах, но забываем, что этот период богатства и сытости на самом деле был очень коротким — где-то с 2007-го по первую половину 2014 года с перерывом на рубеже 2008-2009 годов. А между тем, всего двенадцать лет тому назад, в 2004 году, подорожание нефти до более $30 за баррель (хотя и доллар тогда был немного другим, да) абсолютно всеми воспринималось как неслыханное, уникальное событие.

Этот подъем был вызван небывалым, буквально экспоненциальным ростом китайской экономики, которая тогда стала «мастерской мира». Китайское правительство получило в свое распоряжение огромные, небывалые ресурсы, которыми воспользовалось, чтобы превратить страну (по крайней мере, ее густонаселенные восточные провинции) в одну большую стройку, мощным рывком поднять ее из «третьего» мира на порог первого. Подобные экономические чудеса потому и называются чудесами, что происходят очень редко.

В обозримом будущем нефтяники будут очень рады нефти и по $60-70 за баррель, причем, себестоимость добычи постоянно увеличивается за счет ввода в эксплуатацию все более сложных месторождений. Не зря «Газпром нефть» всерьез заинтересовался Баженовской свитой в Западной Сибири, где находится большая часть разведанных российских запасов сланцевой нефти.

Второе. Раз на нефтяные сверхдоходы надежды больше нет, и спасибо им, за то, что они были, России надо превращаться в нормальную промышленно развитую страну по типу США и Западной Европы образца 60-х годов, когда их благосостояние держалось на промышленности, научно-технических разработках и зажиточном населении, создающем обширный рынок сбыта для товаров и услуг. Здесь работы просто непочатый край.

Надо создавать и развивать в России современные отрасли и производства, способные эффективно заместить импорт не благодаря низкому курсу рубля и государственным льготам, а вследствие своей эффективности и конкурентоспособности. Более того, при относительной узости российского рынка (даже считая вместе с партнерами по ЕАЭС) следует делать ставку не только и не столько на удовлетворение внутренних потребностей, сколько на экспорт высококачественной, наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для достижения этой цели правительство, в основном, предлагает механизм точечной, сфокусированной поддержки приоритетных направлений и отдельных проектов через уже действующие фонды развития промышленности, стимулирования экспорта, регионального развития и другие источники. И это, безусловно, правильно. В нынешних российских условиях массовое разбрасывание денег через эквиваленты американской программы QE или широкомасштабную кредитную эмиссию может привести только к огромным нецелевым расходам и углублению кризиса.

Третье. Основой экономического роста должны стать инвестиции, прежде всего, частные. Причем, эта задача может быть решена только в комплексе. Правительство предлагает бизнесу долгосрочную, предсказуемую и постоянную политику, но к ней следует добавить еще много совершенно необходимых вещей. Прежде всего, предпринимателям требуются гарантии безопасности инвестиций, чтобы никто — будь то откровенный криминал, криминал, сросшийся с властью, либо «слуги государевы» во всех их обличьях — не мог отнять у них созданную своим трудом собственность или присвоить результаты чужого труда, а злоупотребления и мошенничества оперативно и эффективно пресекались. Правда, именно такие реформы пока не удавались ни одному российскому правительству.

К этому примыкает еще одна неподъемная задача повышения качества государственного управления. Это касается как регулирования хозяйственной деятельности — кстати, в этом направлении идут постепенные подвижки, так и квалификации госаппарата. Наконец, экономический рост неразрывно связан с благосостоянием общества: одно невозможно без другого и одно рождает другое. Поэтому социалка остается одним из приоритетов для государства, а создание новых высокотехнологических производств должно сопровождаться повышением уровня оплаты труда. Для чего, кстати, требуется поднимать его производительность.

Четвертое. Решение всех перечисленных выше задач требует высокого уровня развития «человеческого капитала». Чтобы поднять экономику, нужны образованные и, главное, активные и умеющие учиться люди. Качественное образование названо одним из основных источников конкурентоспособности страны. А качественное здравоохранение — критерием качества жизни, средством сохранения человеческого потенциала.

Конечно, от бумаги до реального дела пролегает очень большая дистанция — часто непреодолимая. Однако, по крайней мере, все это было написано практиком государственного управления — человеком, который сам должен исполнять то, что написал. И это дает надежду на то, что государство российское все-таки будет двигаться в нужных направлениях. Медленно, осторожно, шаг за шагом — ну, как умеет. Во всяком случае, структурная перестройка в отечественной экономике действительно началась, обрисованы ее цели. Осталось, как говорится, всего ничего — начать и кончить, впрячься в работу и тащить, тащить свой воз по долгой ухабистой дороге.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 555

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter