Расчеты и риски. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (9-16 октября 2016 г.)
В выступлении президента на форуме «Россия зовет», по большому счету, не прозвучало ничего нового. Все те же слова о необходимости привлечения инвестиций в промышленность, повышения качества управления в государственных органах и в бизнесе, проведения ответственной бюджетной политики. Основной мыслью этой речи было, пожалуй, заявление о стабильности, устойчивости и предсказуемости российской экономики. Планы расписаны, как минимум, на три года вперед. Инфляция должна снизиться до сакральных 4% и остаться на этом уровне. Бюджетный дефицит будет уменьшаться и в 2019 году составит всего 1,15% от ВВП. Чистый вывоз капитала сократился до минимума.
При этом, оптимизм правительства можно считать достаточно умеренным. В бюджет заложены темпы роста ВВП порядка 1,2% в 2018 году и около 3% в 2019-том. По прогнозу Министерства рост инвестиций в основной капитал возобновится только в 2018 году со скромного показателя в 0,5%. Процентные ставки по кредитам остаются завышенными и вряд ли существенно снизятся в обозримом будущем. Не остановлено снижение реальных доходов населения, что продолжает оказывать угнетающее воздействие как на потребительский рынок, так и на строительный сектор и ряд отраслей промышленности, в частности, автомобилестроение.
Следующие несколько лет будут достаточно сложными для всех нас. Власти сознательно отказались от быстрых решений, способных дать зримое краткосрочное улучшение, в пользу длительных постепенных процессов. Одним из примеров такого подхода можно назвать недавнее сообщение «Коммерсанта» о пересмотре подходов к поддержке автопрома. В Министерстве экономического развития отказываются от искусственного стимулирования спроса. Его падение в последние два года произошло в силу действия объективных обстоятельств, которым трудно что-то противопоставить.
Приходится признать, что значительная часть мощностей в российском автомобилестроении, появившихся в последние несколько лет, оказалась избыточной и останется таковой еще на многие годы. Поэтому нет смысла пытаться «натягивать сову на глобус», а выделяемые на поддержку отрасли средства строит выделить тем компаниям, которые будут увеличивать локализацию и расширять экспорт как автомобилей, так и автокомпонентов. Интерес к работе по таким принципам уже, в частности, проявила группа Volkswagen.
Точно такие же долгосрочные подходы приняты и в отношении бюджетной политики. Государственные расходы в ближайшие три года будут уменьшаться: от 16,18 трлн. руб. в 2017 году до 15,96 трлн. в 2019-том. Причем, это без учета инфляции, которая даже по оптимистичным прогнозам составит не менее 4-5% в год. Однако другого выхода у правительства просто нет. Россия не может бесконечно сжигать валютные резервы, как это делает, например, Саудовская Аравия, у которой бюджетный дефицит в этом году составит почти $100 млрд. или более 13% от ВВП, или бесконечно надстраивать долговую пирамиду, как США, у которых государственный долг прибавляет по триллиону долларов в год. Даже для Китая государственные и частные долги, более чем вдвое превышающие ВВП, являются очень большой проблемой и представляют собой серьезный фактор риска.
Вообще, декларируемая в последнее время российскими властями макроэкономическая стабильность, если ее действительно удастся сохранить на ближайшие три года, может оказаться очень весомым фактором глобальной конкурентоспособности нашей страны. В Россию действительно идут серьезные западные инвестиции, невзирая на санкции и пропагандистские кампании, и каждый спокойный месяц увеличивает количество зарубежных фирм, готовых финансировать проекты в России. Да и настроения отечественного бизнеса постепенно улучшаются благодаря стабильности рубля и росту в отраслях, где реально реализуется политика импортозамещения. А если удастся хоть немного навести порядок в госрегулировании и организации, экономика может получить изрядный толчок вперед.
Сегодняшний мир весьма неустойчив и труднопредсказуем. В любой момент в нем могут произойти резкие и внезапные изменения, кардинально меняющие условия игры. По-прежнему сохраняется риск обострения глобального финансового кризиса. В последние месяцы все более отчетливо пошла под уклон американская экономика, что может привести к новому падению цен на сырье и ресурсы. Нефть преодолела отметку в $50 за баррель, но лишь благодаря ожиданиям, связанным с вероятным сокращением ее добычи. Между тем, не исключено, что страны ОПЕК на встрече в ноябре ни о чем не договорятся, и нефтяные котировки на биржах опять пойдут вниз.
Обеспечить стабильность курса рубля, снижение инфляции и последовательность общей экономической политики в таких условиях — очень сложная задача. А президент и правительство России, закладываясь на трехлетний, как минимум, период устойчивости отечественной экономики, очень высоко себе подняли планку. Зато если удастся продвинуть образ России как «спокойной гавани» в период штормов и привлекательного рынка, на котором можно работать и зарабатывать в период общего хаоса и спада, преимущества могут оказаться очень значительными. В последнее время политика у нас имела явный приоритет над экономикой. Надо уменьшать этот перекос.
Всеобщая нестабильность, между тем, оказывает прямое воздействие на металлургическую промышленность и рынок стали. В России таким примером стала арматура, совершившая второй скачок всего лишь за полгода. Причем, оба раза эти взлеты-падения произошли, по большому счету, по сходным причинам. Производители и поставщики не могут точно оценить реальную потребность рынка в стальной продукции. Видимый спрос и в марте-апреле, и в сентябре оказался выше ожидаемого, что и привело к возникновению дефицитов и подъему цен. В октябре арматура на спотовом рынке начала дешеветь, а потребление — сужаться, но неустойчивость в этом секторе сохраняется.
Впрочем, на мировом рынке ситуация аналогичная. Мартовский рост цен на прокат пришел к нам напрямую из Китая, а сейчас многолетние рекорды бьет коксующийся уголь. Если в начале 2016 года стоимость высококачественного австралийского сырья на споте составляла немногим более $75 за т FOB, то теперь экспортеры требуют — и получают - $230 за т FOB и выше.
Как и в случае с российской арматурой, первопричиной скачка цен на уголь стал острый краткосрочный дефицит, вызванный ограничением объемов предложения. Июльское наводнение в Китае, отказ китайского правительства пересмотреть политику закрытия избыточных мощностей в угледобывающей отрасли, вывод из строя ряда предприятий в Австралии и Северной Америке из-за низких цен в 2015 году, технические проблемы у австралийских угольщиков — и цены внезапно устремились в небеса. А так как никто не верит в долгосрочность этого роста, то и не спешит восстанавливать ранее закрытые мощности.
Вообще, неверие западных экспертов в Китай в последние год-полтора стало, можно сказать, тотальным. Уважаемые аналитики, представляющие известные инвестиционные банки, из месяца в месяц предсказывают замедление китайской экономики, долговой кризис, фондовый крах, девальвацию юаня и прочие неприятности. Китайцам действительно сложно, а власти в своей экономической политике зачастую используют принцип латания дыр, но никаких крахов и падений пока не происходит.
Более того, после завершения праздничной недели в начале октября стоимость сортового и листового проката в Китае приподнялась, а видимый спрос несколько активизировался. Под влиянием этого фактора китайские компании приступили к повышению экспортных котировок. Это, в свою очередь, способствовало подорожанию российской листовой продукции на внешних рынках, хотя основную роль в этом сыграло, пожалуй, улучшение обстановки в Турции. Местные производители дождались, наконец, роста продаж по всему сортаменту, что благотворно сказалось также на стоимости металлолома и импортной заготовки.
В начале октября интенсивно поднимали цены и европейские производители листового проката. Однако для них решающим фактором стали антидемпинговые пошлины, введенные на горячекатаные рулоны и толстолистовую сталь из Китая. Причем, если для тонколистовой продукции тарифы не превысили 22%, что вызвало несколько раздраженную реакцию у региональной металлургической ассоциации Eurofer, то на толстом листе Европейская комиссия, можно сказать, оттопталась вволю — как минимум, 65%. Учитывая, что в ЕС сейчас ведется расследование против российского горячекатаного проката, за отечественных производителей становится несколько тревожно. Конечно, эта угроза достаточно отдаленная, но более чем реальная.
Впрочем, как говорится, кому сейчас легко? Внешние условия откровенно неблагоприятны для российских компаний и будут оставаться такими впредь. Более того, вероятность появления новых проблем в окружающем нас мире выглядит намного более высокой, чем разрядки напряженности. И относительная устойчивость российской экономики, в которой негативные и позитивные процессы наконец-то уравновесились, представляет для отечественного бизнеса все большую ценность.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.