С надеждой на живительный пинок. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (7-14 мая) 2017 г.

Праздники завершились, снова начались будни. А начались они довольно невесело. На российском рынке арматуры продолжается спад, а покупатели, чувствуя свою силу, отжимают цены на уровень начала весны прошлого года, когда и рубль был подешевле, и обстановка на мировом рынке была совсем другой, чем сейчас. «Высокий сезон» в строительной отрасли все никак не наступает, и есть подозрение, что существенного подъема в этом году может и вовсе не произойти. В общем, текущие тенденции выглядят нерадостно, а поворот к лучшему возможен, наверное, только при условии каких-либо резких изменений.

Действительно, если все будет идти так, как идет, то нынешний курс может завести нас куда-то не туда. Так, российский рынок арматуры оказался в тисках перепроизводства. Некоторые производители в последние месяцы вышли из игры, но большинство участников рынка продолжают выпускать продукцию в избыточных объемах. При этом из-за высокой конкуренции и фрагментарности этого рынка металлургами, по сути, крутят металлотрейдеры, которые навязывают им дальнейшее снижение цен.

Однако, как отмечали участники состоявшегося 12 мая Круглого стола служб маркетинга металлургических и металлоторговых компаний, проведенного Российским союзом поставщиков металлопродукции (РСПМ), дистрибьюторам, в свою очередь, приходится идти на поводу у конечных потребителей. Кризис в строительной отрасли способствовал консолидации, и теперь на рынке доминируют крупные компании, которые диктуют свои условия поставщикам. Предложение арматуры при этом более чем достаточно, так что продавцам приходится делать выбор между невыгодными сделками и отсутствием сделок. Как правило, выбирается первый вариант, и котировки идут еще дальше вниз.

На самом деле этот путь ведет в никуда. При нынешних затратах, скажем, на металлолом, который не спешит так же быстро дешеветь, металлурги уже практически достигли грани нулевой рентабельности. Дальше им придется либо нести убытки, либо приостанавливать производство. Причем переориентироваться на выпуск альтернативной продукции мало, кто может. Да и положение с самой логичной заменой арматуре — товарной заготовкой — выглядит в настоящее время не самым блестящим.

Нет, с ценой пока что все обстоит совсем не плохо. Стоимость заготовки при экспорте уже почти сравнялась с ценами на арматуру на споте в Москве. В начале мая российские металлурги даже немного приподняли котировки на полуфабрикаты. Проблема возникла со сбытом этой продукции.

Традиционные ее покупатели в Турции и Египте резко сократили объемы импорта. Турецкие прокатчики — потому что, во-первых, считают более выгодным для себя использование металлолома, а во-вторых, потому что были вынуждены уменьшить объемы выпуска. По данным Турецкой ассоциации производителей чугуна и стали (TCUD), в первом квартале текущего года видимое потребление сортового проката в стране упало более чем на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В феврале, марте и даже начале апреля российская заготовка пользовалась высоким спросом в странах Восточной Азии. Но затем на свой традиционный рынок сбыта вернулись китайцы, снова готовые предлагать туда полуфабрикаты по вполне конкурентным ценам. И эта тенденция, кстати, характерна не только для заготовки. После попытки повышения в конце апреля — начале мая снова пошли вниз экспортные котировки на китайский листовой прокат, поставив под вопрос перспективы подорожания аналогичной российской продукции на внешних рынках.

Опять же, текущие тенденции в Китае не сулят ничего хорошего. Объем производства стали в стране остается избыточным. Рост потребления, безусловно, есть, но он куда меньше ожидаемого. Китайские банки, опасаясь новых потерь из-за невозвратов, вынуждены сдерживать рост кредитования реального сектора. Правительство снова ополчилось на спекулянтов недвижимостью, восстанавливая ограничения на инвестиционные покупки жилья, чтобы затормозить рост цен. В последнее время поступают данные о снижении объемов финансирования государственных инфраструктурных проектов.

В этих условиях в Китае дешевеет стальная продукция и, что еще важнее, дешевеет сырье. Спотовые цены на импортную железную руду в последние дни лишь незначительно превышают отметку $60 за т CFR, а внутренние на товарной бирже в Даляне опустились до около $65 за т и близки к минимальным показателям за последние пять с лишним месяцев. Рынок коксующегося угля приходит в себя после шока, вызванного австралийским ураганом в конце марта, а цены на это сырье упали уже более чем в полтора раза по сравнению с пиком месячной давности.

Если ничего не изменится, в обозримом будущем можно ожидать дальнейшего падения цен. В Китае железная руда подешевеет до менее $60 за т CFR, после чего уже ничто не помешает местным компаниям сбавить экспортные котировки на горячекатаный прокат до менее $400 за т FOB, а на заготовку — до $330-350 за т. Параллельно будет уменьшаться и стоимость российской продукции на внешних рынках. Арматура в России, возможно, сумеет оттолкнуться от дна в районе 25-26 тыс. руб. за т с НДС, но вряд ли существенно сможет прибавить до конца первого полугодия.

В целом на рынке резко обострится конкуренция. На мировом уровне туго придется поставщикам, которые в последние месяцы пытались компенсировать слабость внутреннего рынка расширением экспортных продаж. Такой тактики придерживались индийские, турецкие, иранские и, в определенной степени, некоторые российские компании. В России главной болевой точкой останется арматура, где обострится борьба между металлургами и дистрибьюторами.

Непростой выглядит и ситуация в секторе сварных труб. С одной стороны, их производителям необходимо удерживать цены, чтобы хоть как-то восполнить потери, понесенные в первом квартале, когда трубы стоили не дороже штрипса. С другой, некоторые компании, пытаясь стимулировать сбыт, наверняка не избегут искушения сбавить котировки на свою продукцию вслед за подешевевшим листовым прокатом. Одним словом, на конференции «Стальные трубы: производство и региональный сбыт», которая пройдет 18-19 мая в Волгограде, будет, очевидно, поднято немало острых вопросов.

«Естественным» выходом из сложившейся ситуации может быть только сокращение объема предложения посредством вынужденного ухода с рынка самых слабых игроков — что у нас в России, что в Китае и прочих Индиях с Турциями. Однако к проблеме можно подойти и с другой стороны, приняв меры для активизации спроса.

Вполне возможно, что новую порцию стимулов для замедляющейся национальной экономики добавят китайцы. В этом плане немалый интерес представляет намеченный на 14-15 мая саммит Шелкового пути, на котором ожидается весьма широкое международное представительство. Очевидно, на нем будет, как минимум, предпринята попытка активизировать эту грандиозную инициативу, запутавшуюся в паутине бесконечных согласований. Если после этой встречи в верхах удастся ускорить хотя бы часть из намеченных проектов транспортных коридоров, промышленность не только самого Китая, но и многих других стран получит живительный толчок.

Правда, сегодня Шелковый путь в своем изначальном варианте производит впечатление дороги в никуда. Евросоюз, который должен был стать конечным пунктом назначения для китайских товаров, поставляемых по новым транспортным магистралям, явно не горит желанием играть эту роль. Более того, европейцы все больше отделяются от того же Китая антидемпинговыми барьерами. На прошедшей неделе пошлины, в частности, были введены на китайские бесшовные трубы. А региональная металлургическая ассоциация Eurofer, не стесняясь, заявляет, что после того как будет решен вопрос с ограничением китайского импорта стальной продукции, нужно будет заняться другими поставщиками.

Для России ситуация выглядит не менее очевидно. В стране «лежит» стройка, продолжает сбавлять обороты розничная торговля, из-за дефицита финансирования, специалистов, компетенций тормозится процесс модернизации отечественной промышленности. И если в ближайшие месяцы не произойдет никаких перемен, российских поставщиков стальной продукции ждет еще один «бледный» год с низкими ценами на прокат и избыточными мощностями.

Пожалуй, в правительстве эту проблему осознают и пытаются ей что-то противопоставить. На основе Внешэкономбанка планируется создать «фабрику проектного финансирования», чтобы отработать механизмы и снизить риски инвесторов. Заниматься привлечением инвестиций требуют от региональных властей. Очередное поручение президента об упрощении валютного контроля направлено на облечение проведения экспортных операций. Обширная программа и широкое международное представительство анонсированы на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который состоится 1-3 июня. Даже глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что видит возможность для ослабления денежно-кредитной политики благодаря снижению инфляции до искомых 4%.

Все это, конечно, хорошо и правильно и в принципе может сработать — в долгосрочной перспективе. При последовательном проведении нынешней политике у России действительно есть хорошая возможность построить через несколько лет более здоровую и устойчивую экономику. Но в ближайшие месяцы что-то поправить можно лишь в случае запуска каких-либо крупных государственных программ в области массового жилищного либо инфраструктурного строительства. Импортозамещение, похоже, уже упирается в естественный потолок, а создание новых крупных производств внутренней или экспортной ориентации требует времени и, главное, квалифицированных и неленивых специалистов, с которыми сейчас особенно большая беда.

Проблема в том, что по китайскому пути стимулирования экономики за счет госинвестиций российская экономика не пойдет. Во-первых, из опасения, что увеличение государственных расходов снова раскрутит инфляцию и сведет на нет усилия последних двух лет. А во-вторых, потому что в России нет механизма массовой реализации крупных проектов. Все делается в индивидуальном порядке. Когда успешно, как с «Ямал-СПГ», Крымским мостом и, в определенной степени, Олимпийскими стройками, а когда — нет, как с космодромом «Восточный» или «Зенит-Ареной».

В принципе, все-таки есть шансы на то, что после ПМЭФ или каких-либо иных событий российская экономика сможет ускориться благодаря живительному пинку от государства. Но, честно говоря, вероятность такого исхода не слишком велика. Как говорится, мы не ищем легких путей.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 604

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter