Холодное лето. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (18-25 июня) 2017 г.
Российская экономика будто угодила в вилку. С одной стороны, правительственные круги пытаются доказать, что все совсем не плохо, а даже вполне хорошо. По итогам мая Министерство экономического развития дало неожиданно высокие данные по темпам роста ВВП — целых 3,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Промышленное производство прибавило аж 5,6%, причем обрабатывающая промышленность, ранее отстававшая от добычи полезных ископаемых, - 5,7%.
Так и хочется спросить: а где они видят этот рост?! Однако на самом деле он есть, и те, кто отказывают отечественной экономике в каких-либо благоприятных переменах, занижают ее результаты, попадая не выше, как власти, а ниже мишени. Так, очевидно, заметный вклад в майские показатели дало, казалось бы, безнадежно депрессивное строительство. В мае объем строительных работ в сравнимых ценах прибавил 3,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а спад в жилищном строительстве, по итогам января-апреля превышавший 13%, уменьшился до 2,5%.
Конечно, здесь сыграл свою роль эффект низкой базы. Май прошлого года — это рекордный взлет цен на арматуру, зашкаливавших на пике за 43 тыс. руб. за т для продукции А500С размером 12 мм. Эта дороговизна тогда, конечно, здорово подкосила стройку. В этом году ситуация по-прежнему сложная, но хотя бы без экстримов. Спрос на стальную продукцию строительного назначения не то, чтобы очень хороший, но растет. Это показывают и постепенное укрепление цен на арматуру, которое идет с начала июня, и расширение производства металлоконструкций, и относительная устойчивость котировок на оцинкованную сталь и толстолистовой прокат на фоне провала горяче- и холоднокатаных рулонов, на чьем рынке, похоже, в этом году случилось банальное перепроизводство.
И даже если улучшение в строительстве имеет временный характер, можно указать в качестве другого примера автомобилестроение. По итогам мая легковых автомобилей произведено на 15,6% больше по сравнению с тем же месяцем прошлого года, грузовых — на 38,1%. За пять месяцев — рост на 20,7% по легковушкам и на 18,3% по грузовой автотехнике. Безусловно, и здесь на полную мощь работает эффект низкой базы. Год назад у нас на авторынке был ужас-ужас-ужас, сейчас же просто неважно, без излишней экспрессии.
Впрочем, статистика, оперируя темпами роста ВВП и прочими макроэкономическими показателями, показывает не столько абсолютную картину, сколько относительную. Крайнюю точку спада экономика прошла, и прошла уже довольно давно — это факт, который никто не оспаривает. Равно как и другой факт — что нынешнее положение вещей по-прежнему очень далеко от желаемого. Мы ведь все (или всё) норовим сравнить текущую картину с мирным «довоенным» тринадцатым годом!
Поэтому, как говорится, одна ласточка весны не делает, а один удачный месяц — подъема. Посмотрим, что покажет июнь, а покажет он, скорее всего, не такие благоприятные результаты, как май. Арматура в последние несколько недель да, растет, но зато на протяжении всего месяца на российском рынке валится тонколистовой прокат. И дело здесь не столько в жесткой агрессивной конкуренции со стороны казахов из ArcelorMittal, сколько в затоваренности. Металлурги переоценили реальный спрос на стальную продукцию и перебросили слишком много металла на ответственное хранение на склады дистрибьюторов, а теперь не могут остановиться, чтобы дать рынку возможность потребить этот прокат.
Правда, вероятно, «дно» в этом падении уже достигнуто. Внутренние цены на листовую продукцию, спасибо снижению курса рубля, практически вышли на уровень экспортного паритета. При том, что стоимость российского проката за рубежом достаточно устойчивая. В связи с этим понятно желание металлургов признать потери по июньским контрактам, но установить для июльских определенную планку, ниже которой опускаться уже нельзя либо можно, но очень не хочется.
Ситуация на мировом рынке, тем временем, развивается весьма нетривиально. Китайцы подняли экспортные котировки на листовой прокат до самого высокого уровня с начала апреля. Сортовой прокат и заготовка предлагаются, как правило, по более высоким, чем у конкурентов, ценам. Это обуславливает относительно низкие объемы китайского экспорта стали и освобождает на рынке место для поставщиков из других стран — России, Украины, Индии, Турции, Ирана. У российских металлургов могут быть проблемы, скажем, с продажами горячекатаных рулонов в Евросоюз или заготовки в Турцию, но падение цен на их продукцию им в обозримом будущем, скорее всего, не угрожает.
Скорее, извне к нам идут другие угрозы — продолжающийся спад на мировом рынке нефти и усиление санкционного давления со стороны США. Серьезные риски возникли для крупного энергетического проекта — газопровода «Северный поток-2». А дешевая нефть, хотя и не должна повлиять на объем расходов государственного бюджета, снова увеличит его дефицит. Кроме того, она создала дополнительное давление на рубль, опустившийся до февральского уровня. Может, для российских экспортеров это и хорошо, но для экономики в целом плохо. Хотя бы потому, что усиливает негативные настроения.
Между тем, психологические факторы сейчас очень важны. Потому что неуверенность в будущем, недоверие к политике властей, тревожные ожидания оказывают самое непосредственное и явно неблагоприятное воздействие на, так сказать, инвестиционный климат. Затягивают его мрачными тучами, как надоедливые арктические циклоны — небо над Москвой. Слишком жаркое лето — это нехорошо, но лето холодное и дождливое, наверное, еще хуже, так как отнимает всякое желание что-то делать.
Однако погода — вещь переменчивая. Да и настроения на рынке могут улучшиться. Пожалуй, более серьезной проблемой, затрудняющей рост российской экономики, является наша традиционная беда — дураки, в смысле, некомпетентность, помноженная на воровство. Отчет Счетной палаты Госдуме за 2016 г. производит просто шокирующее впечатление. Сообщается, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков достигла в прошлом году умопомрачительной суммы — 965,8 млрд. руб., на 87% больше, чем годом ранее. При этом по итогам проверок было возбуждено всего лишь 45 уголовных дел, а в бюджет удалось вернуть только 8,8 млрд. руб. - жалкие 0,9%!
О чем это говорит? Прежде всего, о низкой эффективности государственного управления и контроля. Судя по докладу главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, чуть ли не двукратный рост выявленных нарушений говорит не только о том, что стали больше воровать и химичить, но и о том, что ранее многие злоупотребления вообще оказывались незамеченными. Так, до 2015 г. вообще не проводилось инвентаризации незавершенного строительства. Лишь два года назад президент дал поручение повысить эффективность использования бюджетных средств — кстати, из 16 пунктов этого поручения были в той или иной степени выполнены только пять.
Проверки Счетной палаты показали также катастрофическое неумение либо нежелание многих начальников использовать уже выделенные государственные средства. В рамках Федеральной адресной федеральной программы в прошлом году введено в строй лишь чуть больше половины запланированных объектов. В ряде регионов провалено дорожное строительство. То-то металлурги весь прошлый и первую половину этого года замечали, что почему-то слишком мало денег идет в реальный сектор экономики. Вот потому-то они и не идут!
И проблема не ограничивается низким качеством управления в местных органах власти. Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев, выступая на форуме «Технопром-2017», пожаловался на низкое качество проработки проектов диверсификации российских оборонных предприятий. Расширение выпуска гражданской продукции лидерами российского оборонпрома в стратегическом плане может стать одним из важнейших источников экономического роста экономики страны в ближайшие годы, вот только задача эта решается из рук вон плохо. По словам Золотарева, из 95 проектов, заявленных с начала текущего года, первичный фильтр смогли пройти меньше 10. Остальные просто не продуманы ни с экономической, ни с финансовой, ни с маркетинговой точки зрения.
Вот по этой причине в России слабо применима стратегия кредитной накачки экономики, которую уже давно пытается продвигать «Столыпинский клуб» Бориса Титова. Кстати, весьма символично, что эта организация названа в честь известного реформатора, который начал свои преобразования, не делая поправок, так сказать, на реальную действительность. В результате плохо кончили и он сам, и его дело.
Массовое предоставление дешевых займов под инвестиционные проекты в наших условиях, скорее всего, приведет к тому, что деньги получат не те, кто реально смог бы использовать их во благо своего бизнеса и страны в целом, а всякие «приближенные», «нужные» и «знакомые», не говоря уже о разнообразных родственниках уполномоченных лиц. Назначение на важные посты что в государственном управлении, что в бизнесе по принципу знакомства и родства в противовес компетенции и так является одной из главных причин недостаточной эффективности российской экономики, а если речь пойдет еще и о достаточно больших деньгах, то, как говорится, вообще сливай воду.
Хотя поддержка наиболее динамичного и квалифицированного среднего и выше среднего бизнеса России нужна как воздух. На состоявшихся не так давно в Москве выставках «Металлоконструкции-2017» и «Металлургия. Литмаш. Трубы» некоторые участники с нескрываемой завистью говорили о европейской практике. Там положительно зарекомендовавшей себя компании, создающей высокооплачиваемые квалифицированные рабочие места, осваивающей выпуск высокотехнологичной продукции, увеличивающей доходы и налоговые платежи, дадут и грант на приобретение современного оборудования, порой, покрывающий 70-75% стоимости покупки, и «длинный» кредит с фактически отрицательной ставкой, и налоговые льготы — только работай!
Даже если это слишком хорошо, чтобы быть правдой, именно такой помощи от государства хотели бы отечественные предприниматели, причем, не пилильщики откатов, а те, кто реально развивают свои компании, создают что-то новое, осваивают новые направления. Так, в последние два-три года в России все активнее занимаются сборкой на наших площадках передовых иностранных станков. Пусть пока на 90-100% из импортных комплектующих, но ведь и отечественный автопром когда-то начинал с отверточной сборки, а потом из нее выросла целая отрасль экономики по производству автомобильных узлов и деталей!
Когда-то царь Николай I, к слову сказать, не худший из тех, что занимали российский трон, страдая от дикого кадрового голода, заявил, что умные ему не надобны, нужны верные (по крайней мере, так это передавал академик Тарле). Он был категорически не прав. Сейчас нужны не только верные, но и умные, а еще и честные. Очень нужны, просто необходимы. Потому как это и есть тот самый человеческий капитал, без которого ни наша экономика, ни страна просто не поднимется.
Обзоры российского и мирового рынка стали читайте в разделе "Аналитика".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.