Все впереди. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (22-29 октября 2017 г.)
Российские меткомбинаты смирились с неизбежным и понизили цены на горячекатаный прокат, отказавшись от их пролонгации на ноябрь. Арматура продолжает стремительно падать, впереди, очевидно, неизбежное удешевление фасона, стоимость которого сейчас выглядит откровенно завышенной. Которую неделю подряд опускаются спотовые котировки на сварные трубы, а многие производители этой продукции сокращают объемы выпуска.
Все эти процессы можно назвать реакцией на подъем в третьем квартале, когда цены на стальную продукцию на отечественном рынке поднимались — большей частью, под влиянием подорожания за рубежом, складские запасы росли, а спрос был достаточно устойчивым, чтобы обеспечивать поставщикам стабильный доход. Теперь впереди зима, причем влияние сезонного фактора усиливается пессимистичными настроениями и ожиданиями. Существенного улучшения в строительном секторе, являющемся крупнейшим потребителем проката в России, не происходит, а закрытие банков и усиление фискального контроля над бизнесом порождают неуверенность в будущем и неверие в настоящее.
Правда, есть основания ожидать, что спад на российском рынке проката должен достаточно скоро смениться стабилизацией. По крайней мере, именно такие тенденции наблюдаются в последнее время за рубежом, где котировки на стальную продукцию продолжают краткосрочные колебания в относительно узком интервале. В последние месяцы цены на прокат в России так или иначе следуют за мировыми. Скорее всего, этот принцип продолжит действовать и в обозримом будущем.
Основным фактором, влияющим на мировой рынок стали, продолжает оставаться Китай. Съезд китайской Компартии завершился укреплением власти нынешнего лидера Си Цзиньпина и принятием долгосрочной стратегической программы, направленной на повышение благосостояния и усиление международной роли КНР. В самой ближайшей перспективе это означает продолжение прежней политики, с одной стороны, направленной на стимулирование экономического роста, а с другой, требующей повышенного внимания к экологии — вопросу для современного Китая сложному и болезненному.
До начала отопительного сезона в Китае (15 ноября) остается чуть больше двух недель, и уже понятно, что металлургам и предприятиям ряда других отраслей в ближайшее время придется сбавить обороты. Правда, очевидно, при этом уменьшится и потребление стальной продукции. Ожидаемый спад экономической активности приводит к удешевлению железной руды и умеренному понижению котировок на прокат в Китае. Впрочем, о существенном падении речи не идет, а в ноябре, если борьба за чистоту воздуха приведет к действительно заметному сокращению производства стали, цены могут и повыситься.
Вероятно, относительная стабильность мирового рынка поможет российским металлургам удержать от обвала внутренние котировки. Хотя проблему в целом это не решает. Для оживления отечественного рынка стали необходимо ускорение экономического роста, который все еще имеет «очаговый» характер. Так, например, в последние месяцы подъем наблюдается в нефтегазовом секторе. Российские производители труб для бурения и обустройства скважин полностью обеспечены заказами на несколько месяцев вперед благодаря расширяющемуся освоению труднодоступных нефтяных месторождений, призванных компенсировать снижающуюся добычу на старых залежах.
Заметен прогресс и в автомобилестроении, хотя здесь впору говорить о восстановлении после глубокого спада, и в транспортном машиностроении в целом. Активно работают отечественные судо- и авиастроители. Не исчерпали возможности для дальнейшего подъема сельское хозяйство и химическая промышленность. Да и вообще, для любой активной и развивающейся компании сейчас открыты все пути для роста.
Получается, что экономику тормозят, главным образом, строительство, инфраструктура, торговля. Однако это, можно сказать, самые заметные отрасли, для процветания которых необходимы расширение доходов населения, с одной стороны, и государственные капиталовложения, с другой. А их-то как раз и нет в достаточных количествах.
Эта проблема, безусловно, волнует и российские власти. Если в середине октября экономика ненадолго отошла в тень под влиянием политики, но на прошедшей неделе на первый план вышли именно экономические вопросы. Именно им было посвящено выступление президента на форуме «Россия зовет». С прогнозом на ближайшие годы, к слову сказать, достаточно оптимистичным, выступила Российская Академия наук. Рабочие группы Высшего совета «Единой России» подготовили предварительные версии трех докладов об экономической и социально-политической стратегии развития страны, о которых подробно рассказал журнал «Эксперт».
Если объединить все эти выступления, можно придти к следующим выводам. Во-первых, российская экономика из спада однозначно вышла и окончательно приспособилась к новым условиям — западным санкциям, низким ценам на нефть, импортозамещению. Это признают и западные специалисты. Например, компания Euler Hermes, специализирующаяся на кредитном страховании и управлении дебиторской задолженностью, входящая в германскую страховую группу Allianz, в своем докладе по российской экономике прогнозирует на 2018 г. снижение на 5% количества корпоративных банкротств — впервые с 2013 г.
По оценкам Людовика Субрана, директора департамента экономических исследований Euler Hermes, по состоянию на третий квартал 2017 г. в российской экономике не осталось депрессивных секторов в плане спроса и прибыльности, а доля отраслей с высокой степенью риска снизилась до минимального показателя с начала 2015 г., хотя и заметно превышает докризисный уровень. Российский экспорт, по его мнению, может прибавить в 2018 г. на $26 млрд. при относительно постоянных ценах на товары, хотя почти половина от этого прироста придется на энергоносители.
Санкции, даже с учетом вероятного их усиления, оказывают все меньшее влияние на приток в Россию иностранных инвестиций. Возобновился в этом году и рост внутренних капиталовложений, хотя лидерами в этом процессе, пожалуй, стали крупные госкорпорации. Для многих компаний частного сектора текущая обстановка выглядит слишком сложной и недостаточно стабильной, особенно, в том, что касается банковской сферы. Да и к низкой инфляции надо еще приспособиться. Впрочем, Центробанк РФ снова уменьшил ключевую ставку на четверть пункта до 8,25%, а в 2019 г., по словам Эльвиры Набиуллиной, она может опуститься до 6,5-7%.
В любом случае, перемены в дальнейшем должны последовать. Второй вывод, который вытекает из выступления президента и докладов рабочих групп ЕР, заключается в том, что политическое руководство страны задумывает широкомасштабную модернизацию российской экономики и социальной системы. Под этим понимаются техническое перевооружение российской промышленности, что должно дать качественный рост производительности труда, массированные инвестиции в транспортную инфраструктуру и телекоммуникации, возрождение российской инженерной школы, создание собственных технологий и программного обеспечения, вложения в человеческий капитал.
В последние дни на разных уровнях было несколько раз сказано, что смена технологического уклада приведет к исчезновению ряда профессий и резкому снижению спроса на ряд специальностей. Поэтому обучение, приобретение новых знаний и компетенций должны стать главной задачей и для людей, и для государственной политики.
В качестве финансового обеспечения этих амбициозных планов предлагается использовать, прежде всего, ресурсы госкорпораций, которые должны играть роль локомотивов роста в российской экономике, расширяя инвестиционные программы, обеспечивая спрос на широкий сортамент промышленной продукции частных компаний, новые научные и технологические разработки. По такому пути, собственно, уже развиваются Росатом, Ростех, Объединенная Судостроительная и Объединенная Авиационная компании, даже такие традиционные «монстры» как Роснефть и РЖД.
Здесь также важно развивать и экспортное направление, использовать созданный Россией в последние годы «политический капитал» для выхода на рынки дружественных стран (например, БРИКС) с промышленной продукцией. Только так можно компенсировать относительную узость российского рынка, добиться реальной конкурентоспособности с глобальными корпорациями, чей бизнес основан на массовом производстве. Правда, это потребует не только наличия продукции соответствующего качества, но и выстраивания всей инфраструктуры государственной поддержки несырьевого экспорта.
Процесс модернизации, технологического перевооружения, расширения знаний и компетенций должен обязательно сопровождаться повышением доходов населения, что необходимо для поддержки потребительского рынка и запуска процессов импортозамещения в ориентированных на него отраслях, реализацией новых проектов в жилищном и инфраструктурном строительстве, в развитии российских регионов. Вообще без массовой поддержки населения ни один из блистательных планов не будет реализован даже в первом приближении.
Конечно, на это можно сказать, что это не первая такая стратегическая программа российского руководства, которая много чего обещала, да так и осталась в основном на бумаге. Особенно, если делать поправку на приближающиеся в 2018 г. выборы... Сколько их уже было и сколько разбивалось о подводные камни — коррупцию, непотизм, стяжательство, леность и косность!
Тем не менее, говорят, что ставя перед собой большие задачи, надо целить поверх мишени — тогда, может, и не попадешь в «яблочко», но, по крайней мере, не прострелишь себе ноги. Мечты о прекрасном будущем хороши как минимум тем, что показывают мир, к которому можно стремиться. А останутся ли они несбыточными или воплотятся хотя бы в чем-то, зависит от нас самих.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.