Маяки в тумане. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (29 октября — 5 ноября 2017 г.)
Зарубежные тенденции по-прежнему определяет Китай, где все крутится вокруг экологических инициатив правительства. Отопительный сезон еще не начался, но в некоторых городах уже приступили к снижению загрузки мощностей на промышленных предприятиях, чтобы уменьшить загрязнение воздуха. Особенно отличаются в этом власти Таншаня — города, в окрестностях которого в прошлом году выплавили более 88 млн. т стали.
В конце октября они заявили о закрытию на зиму мощностей по выплавке 18,2 млн. т чугуна в годовом эквиваленте, а с 1 ноября ввели жесткие ограничения на автомобильные грузоперевозки. И это не считая того, что провинция Хэбэй, к которой относится Таншань, отрапортовала о досрочном выполнении годового плана по закрытию устаревших металлургических предприятий. Всего из эксплуатации выведены мощности по выплавке 20,66 млн. т чугуна и 25,55 млн. т стали в год.
Причем, сокращения идут не только в металлургической промышленности. В ближайшие месяцы с пониженной нагрузкой должны работать цементные и химические заводы, алюминиевые комбинаты. Скорее всего, будут остановлены на время некоторые стройки. В связи с этим до последнего времени в Китае шли вниз котировки на железную руду и коксующийся уголь, а вместе с ними сокращалась и стоимость проката как внутри страны, так и при экспорте.
Однако данная ситуация может измениться. Китайская металлургическая ассоциация CISA в своем отчете указала, что несмотря на все разговоры крупные и средние металлургические компании страны пока не приступили к уменьшению объемов выпуска. По крайней мере, во второй декаде октября они сократили выплавку стали всего на 1% по сравнению с предыдущим десятидневным периодом. Некоторые специалисты начали задаваться вопросом, а будут ли вообще ведущие сталелитейные компании реально сокращать выпуск? Тем более, что сырье в последние два месяца подешевело в гораздо большей степени, нежели прокат, так что уровень рентабельности национальных металлургов подскочил чуть ли не до наивысшего значения за последние десять лет.
Еще один момент, который надо принимать во внимание, это необходимость поддержания в Китае достаточно высоких темпов экономического роста. Между тем, любое снижение загрузки производственных мощностей негативно сказывается на объемах ВВП. Поэтому не исключено, что ограничения этой зимой будут иметь кратковременный характер и вводиться лишь в тех случаях, когда этого действительно потребуют экстремальные погодные условия. В конце концов, именно на таких принципах китайская металлургическая отрасль функционировала прошлой зимой.
По крайней мере, по данным агентства Xinhua, содержание наиболее вредных для здоровья частичек размером 2,5 мкм (PM2,5) в атмосфере провинции Хэбэй за первые десять месяцев 2017 г. уменьшилось на 38,5% по сравнению с тем же периодом 2013 г. То есть, проводившиеся в последние годы природоохранные мероприятия дали эффект и без чрезвычайщины с закрытием предприятий.
Конечно, пока не наступило 15 ноября, когда вступят в силу требования о сокращении объемов производства стали в 28 городах севера и северо-востока страны, все это — гадания на кофейной гуще. Тем не менее, можно предположить, что китайские власти не станут так уж решительно тормозить экономику ради экологии. А если зимой производство и потребление стали в Китае действительно заметно сократятся, во второй половине марта может начаться подъем, разогреваемый отложенным спросом. Во всяком случае, именно такой сценарий описывает в своем прогнозе Deutsche Bank.
Для российского рынка стали это может означать, прежде всего, возвращение к привычному сезонному ритму с удешевлением стальной продукции на зиму и весенним ростом спроса и цен. Первая стадия этого колебательного движения, по крайней мере, происходит сейчас на наших глазах. Арматура на спотовом рынке в Москве стремительно опускается к отметке 30 тыс. руб. за т с НДС, а производители горячекатаного проката окончательно распрощались с надеждой пролонгировать заводские котировки на ноябрь и приступили к их понижению.
Однако хотя текущие ценовые движения соответствуют сезонным тенденциям, многим участникам рынка резкое падение цен доставляет немало проблем. У дистрибьюторов в складских запасов велика доля дорогостоящей продукции прежних месяцев, которую приходится уценять. Видимый спрос практически не реагирует на прогрессирующее снижение стоимости продукции, так как закупки откладываются до достижения «дна». А чем ближе начало календарной зимы, тем труднее рассчитывать на восстановление продаж.
До недавнего времени российские металлурги даже не могли обосновать свою неуступчивость на внутреннем рынке мировыми тенденциями. Заготовка и горячекатаные рулоны отечественного производства продолжали скользить вниз. Негативное воздействие на полуфабрикаты отказывали агрессивная экспансия в исполнении иранских компаний и сужение спроса в Турции и Иране. Листовой прокат дешевел под влиянием усиления конкуренции со стороны украинских, а в перспективе - казахстанских поставщиков, спада в Турции, постепенного уменьшения стоимости китайской продукции.
Но если зимние ограничения производства и потребления стали в Китае действительно окажутся не такими радикальными, как считалось раньше, это может подтолкнуть мировой рынок к стабилизации или даже некоторому восстановлению. А в Турции в последние дни начали понемногу расти в цене металлолом и арматура, что может положительным образом сказаться на заготовке. Если обе эти тенденции получат продолжение, российским компаниям будет легче остановить падение котировок на прокат внутри страны.
Да и в целом текущая ситуация на отечественном рынке не так уж плоха. Безусловно, по-прежнему проседает стройка, но не во всех сегментах. Никуда не делся повышенный спрос на металлоконструкции, в частности, для строительства новых цехов, складских комплексов, даже торговых центров (по крайней мере, в Подмосковье). С машиностроением сложнее, но к этой отрасли проявляет повышенное внимание правительство.
В выступлениях премьер-министра Дмитрия Медведева и министра экономического развития Максима Орешкина на прошлой неделе в очередной раз поднималась тема повышения производительности труда. Добиться же этого можно, в первую очередь, благодаря замене оборудования на более производительное и современное, освоению выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью, внедрению передовых методов управления производством, повышению эффективности. Таким образом, широкомасштабная модернизация, которую, правда, приходится проводить, по большей части, с помощью иностранной техники, по-прежнему остается задачей номер один для российской промышленности.
Между прочим, в последнее время поступают сведения о том, что российские госбанки увеличивают объемы кредитования реального сектора и смягчают условия, предъявляемые заемщикам. По словам руководителя одной из дистрибьюторских компаний, такая либерализация денежной политики наблюдалась в 2008 г. перед кризисом и в первой половине 2014 г. Это можно понимать и так, что нас, возможно, ждут новые потрясения. По крайней мере, внезапная смена главы Федеральной резервной системы США и синхронные заявления во время визитов президента в Иран и премьер-министра в Китай о необходимости снижения зависимости от доллара на что-то такое намекают.
Впрочем, может быть, это только совпадение. В конце концов, спад 2014-2016 гг. заметно проредил российский бизнес. Поэтому те компании, которые благополучно пережили его, а теперь планируют новые проекты, безусловно заслуживают поддержки. Особенно, если учитывать, что расширение инвестиций в основной капитал считается приоритетом государственной политики и одним из основных способов стимулирования экономического роста. Да и банкам в условиях низкой инфляции и снижения ставок нужно на чем-то зарабатывать, а предоставление кредитов надежным заемщикам — это один из наиболее перспективных методов.
Конечно, приятным событием стало повышение мировых цен на нефть до более $60 за баррель — впервые с июля 2015 г. Непосредственными причинами этого подъема стали недавние события в Иракском Курдистане и сообщения о том, что страны ОПЕК и присоединившиеся к ним независимые экспортеры, скорее всего, продлят ограничения на добычи нефти на будущий год. Однако, как отмечают многие эксперты, удорожанию нефти способствуют и фундаментальные факторы. Объем резервов в странах ОЭСР постепенно снижается и в будущем году должен сократиться до среднего уровня за 2010-2013 гг. Это свидетельствует о том, что спрос на мировом рынке стабильно превышает предложение.
Так или иначе, всего лишь через неделю все эти и многие другие актуальные для отечественной металлургической отрасли вопросы будут обсуждаться на конференции «Российский рынок металлов», что пройдет в Москве 13 ноября. Она откроет Неделю металлов в Москве и станет прелюдией к 23-й Международной промышленной выставке «Металл-Экспо». И там, где встретятся все основные участники рынка, можно будет вместе прояснить обстановку и расставить ориентиры.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.