Все должно быть не зря. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (3-10 декабря 2017 г.)

На мировом рынке стальной продукции началось очередное повышение цен, основными центрами которого стали Китай и Турция. Это подорожание может оказать и наверняка окажет влияние на отечественный рынок, однако экономические темы поневоле отошли на второй план перед политикой. Олимпиада и решение Владимира Путина идти на новый президентский срок — вот безусловно главные события прошедшей недели, которые очевидно отражают очень не простые для всех нас и весьма долгосрочные процессы.

Однако начнем все-таки со стальной продукции. Вообще-то, пик подорожания в Китае пришелся на самое начало недели — 4 декабря, когда котировки на арматуру и металлургическое сырье на товарных биржах подскочили до многомесячных максимумов. Отчасти это была чистой воды спекуляция, которая потом выразилась в достаточно серьезной понижательной коррекции, но под этим ценовым скачком были и вполне объективные основания.

Прежде всего, неравновесным оказался китайский рынок сортового проката. Значительная часть мелких заводов, закрытых в первой половине текущего года, находилась в южных и юго-восточных провинциях Китая, обслуживая местный строительный комплекс. После их ликвидации снабжение арматурой южных строительных компаний взяли на себя крупные и средние меткомбинаты и прокатные заводы, расположенные, по большей части, на севере. Однако именно им и пришлось снижать загрузку мощностей, а то и останавливать производство после 15 ноября, когда вступили в силу экологические ограничения.

Учитывая, что многие дистрибьюторы встретили начало отопительного сезона с полупустыми складами, на рынке возник дефицит арматуры, быстро перешедший в ажиотажный спрос, вызвавший взлет цен на все виды стальной продукции и сырья. Побочным эффектом этого подъема стало резкое повышение экспортных котировок на китайский прокат. Поставки практически остановились, а это дало возможность экспортерам из других стран, в том числе и России приподнять цены. Например, подорожали российские горячекатаные рулоны, поставляемые во Вьетнам.

В секторе сортового проката услугу отечественным производителям оказала Турция. Местный строительный сектор к началу зимы справился со своими проблемами и демонстрирует высокие темпы роста, так что турецким металлургическим компаниям удалось добиться весьма заметного повышения котировок на арматуру. Затем, начав активно скупать сырье, производители взвинтили цены на импортный металлолом, к концу недели превысивший $350 за т CFR, что близко к максимальной отметке за текущий год. Соответственно подорожала российская заготовка, а спрос на нее активизировался.

Увеличение стоимости полуфабрикатов и листового проката отечественного производства за рубежом, очевидно, не останется незамеченным и в России. На повестку дня, в частности, встало повышение заводских и спотовых цен на арматуру, а спад в секторе листового проката должен смениться стабилизацией, а то и положительной коррекцией. Естественно, все эти движения происходят без оглядки на внутренний рынок, где спрос на стальную продукцию минимальный как вследствие наступления зимнего «мертвого сезона», так и из-за продолжающейся депрессии в строительном секторе.

Безусловно, цены на мировом рынке еще неоднократно будут корректироваться вниз. Ажиотаж в Китае и Турции, очевидно, имеет временный характер. Однако в этих странах создается основа для относительно благоприятного для производителей начала будущего года. По крайней мере, многие китайские и западные источники исходят из того, что в Китае и в 2018 г. сохранятся высокие темпы экономического роста, а в Турции продолжается строительство ряда крупных инфраструктурных объектов, а после сравнительно неплохого сезона несколько оживилась туристическая отрасль.

Более сложные проблемы придется решать российским металлургам и отечественным потребителям их продукции. Выдвижение Путина на следующий президентский срок очевидно будет воспринято нашими заклятыми «партнерами» как сигнал к очередному раунду боевых действий против России. И неприкрытое издевательство над российскими олимпийцами — это еще не худшее, что нас может ожидать в ближайшем будущем.

В Министерстве финансов РФ открыто обсуждают возможность расширения санкций на российские гособлигации. Российским гражданам, имеющим собственность в западных странах, без сомнения, стоит поберечься. Будут, очевидно, и другие враждебные действия как в информационном пространстве, так и в реальном мире, причем чем ближе будут выборы в марте, тем сильнее будет давление.

Но, как известно, оборона — это худший способ защиты. Любую крепость можно взять — снаружи или изнутри. Победа достигается только активными действиями. В сфере реальной политики они, безусловно, есть. Россия наступает — медленно, но методично, укрепляя свое влияние на Ближнем Востоке, сотрудничая с Китаем и Ираном, поддерживая союзников и противников наших противников. Есть подвижки и в информационном пространстве, хотя именно сейчас нам приходится отступать, выдерживая сумасшедший вражеский натиск, словно в первые дни Курской битвы. А что происходит в это время на экономическом фронте?! И вообще, за какое свое будущее мы воюем?!

Проще всего ответить на вопрос, чего мы не хотим видеть в своем будущем. Наша победа, наше «знамя над Рейхстагом» - это прежде всего экономический крах США как лидера агрессивного Запада. Доллар должен перестать быть основной валютой для международных расчетов. У американцев просто должно не стать денег, чтобы содержать сотни военных баз по всему миру, скупать на корню политиков и СМИ, финансировать всевозможные грантоедские НПО, террористические группировки и частные армии. Виртуальный глянец «американского образа жизни» должен окончательно стереться, исчезнуть под напором грубой реальности.

Эта цель достижима. Проблемы в экономике США и всего западного мира — с ростом долгов, падением покупательской способности основной массы населения, сокращением реального сектора, накачиванием финансовых пузырей и т. д. - постепенно накапливаются, накапливаются. Пока их удается запрятывать под ковер, скрывать, заговаривать, маскировать, но когда-нибудь это станет больше не возможным. Рано или поздно там произойдет качественный скачок, надо только выстоять самим, не дать уничтожить себя до этого момента.

Но тогда возникает и другой вопрос: если старый мир будет разрушен, что должно быть построено на его руинах? Причем, серьезные проблемы в США и других западных странах способны нанести смертельный удар по мировой экономике. Одно лишь резкое сокращение американского импорта приведет к обвалу цен на все виды ресурсов — от нефти до металлов. «Лишними» окажутся огромные мощности по выпуску потребительских товаров в Китае и многих развивающихся странах.

Поэтому какой должна быть новая экономическая модель, что придет на смену нынешней — плохой, несправедливой, но дающей работу сотням миллионов человек по всему миру?! Прежде всего, она, скорее всего, должна опираться на создание новых центров потребительского спроса взамен сегодняшнего «золотого миллиарда». А их роль могут сыграть только нынешние государства БРИКС и развивающиеся страны Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки.

Возможно, новым генеральным экономическим курсом станет реальная, настоящая борьба с бедностью в глобальном масштабе. Фактически возвращение (с коррективами) к той политике, которую пытался проводить в государствах «третьего мира» Советский Союз. Без идеологических заклинаний, но с жестким наведением порядка, строительством промышленных предприятий и образовательных центров, с честной платой за сельхозпродукцию и природные ресурсы, с защитой внутренних рынков и созданием условий для экономического роста.

Вероятно, новая «постзападная» экономика станет менее ресурсоемкой, более экономной. Дешевые «одноразовые» товары, обреченные на быстрый путь на свалку, должны быть заменены крепкими, основательными вещами, способными честно служить долгие годы. Это потребует глубокой перестройки производства, ухода от нынешней безликой массовости в пользу более индивидуализированного подхода, экономии энергии и ресурсов, получения прибыли за счет качества и высокой добавленной стоимости в каждом отдельном изделии.

Глубокая трансформация должна произойти — и, кстати, происходит — и в экономике России. Долю сырья и продукции его первичной переработки в ВВП и экспорте безусловно надо снижать. Конечно, если мировые цены на нефть в ближайшие годы поднимутся еще на 20-30%, это будет очень приятным сюрпризом, что позволит государству выделить дополнительные средства и на социалку, и на оборону, и на инфраструктуру, которая может сыграть роль локомотива экономического роста. Но в нынешних условиях надеяться на подобные «подарки» было бы весьма опрометчиво.

Основой новой российской экономики должны стать промышленность и высокие технологии. По той простой причине, что только в этих сферах, если не брать в расчет продажу дефицитных природных ресурсов, генерируются достаточные объемы добавленной стоимости, чтобы обеспечить нужды самого бизнеса, государства и населения.

При этом важно, чтобы прибыль, создаваемая в экономике, использовалась в самой России, а если за рубежом, то в интересах России или ее союзников. Кроме того, в условиях снижения нефтегазовых сверхдоходов не обойтись без более интенсивного перераспределения прибавочного продукта через зарплаты и налоги. И уменьшить свой «кусок пирога» должны будут, прежде всего, наиболее обеспеченные и привилегированные слои. Они, впрочем, больше всего нуждаются в крепкой и надежной государственной «крыше», иначе есть опасность превратиться в дичь для внешних хищников.

Все это выдвигает очень высокие требования к качеству управления — как государством, так и частными компаниями. Государству надо будет создавать совершенно новую бизнес-среду — от разработки механизмов долгосрочного стратегического планирования и реализации этих планов в рамках государственно-частного партнерства до борьбы с коррупцией и рейдерством, создания структур по поддержке несырьевого экспорта и систем мультивалютных международных расчетов в рублях, юанях, рупиях, риалах, иенах и вонах вместо доллара. Компаниям же необходимо повышать эффективность своей бизнес-деятельности и интенсивно вкладываться в модернизацию и повышение квалификации своих сотрудников.

Во всяком случае, те трудности и испытания, которым подвергается сейчас и Россия, и все мы, должны быть не зря! Нам надо видеть и понимать, ради чего стоит терпеть и сражаться!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 621

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter