А. Морозов отметил, что
сегодня программы локализа-
ции у многих автопроизводи-
телей серьезно пробуксовыва-
ют. Ссылаясь на мнение пред-
ставителей иностранных ав-
томобильных концернов, он
сказал, что они в свое оправ-
дание заявляют о недостаточ-
ном качестве российского ме-
талла, при этом предлагаемо-
го по слишком высокой цене.
С другой стороны, металлур-
гические предприятия ведут
активную инвестиционную
политику с целью повышения
качества продукции и внедре-
ния современных материалов.
В связи с этим он попросил
собравшихся обозначить про-
блемы, которые есть у метал-
лургов, и высказать пожелания
к государственным органам
власти и автомобильным заво-
дам. «Собрав воедино все точ-
ки зрения, имеющиеся трудно-
сти, мы могли бы сформиро-
вать единую дорожную карту
по дальнейшему углублению
взаимодействия предприятий
этих отраслей, — уверен он. —
При этом настало время, когда
необходимо разворачивать це-
почки поставок. Автопрому се-
годня все меньше нужен метал-
лопрокат, ему нужны комплек-
тующие. Поэтому металлурги-
ческие компании должны за-
пускать новые сложные проек-
ты, идти в более глубокую пе-
реработку проката, стремиться
контролировать производство
комплектующих».
Старший менеджер служ-
бы технической дирекции под-
держки клиентов О. Копаев от-
метил, что Северсталь активно
движется в сторону автопро-
ма. И подтверждение тому тот
объем инвестиций и те реали-
зованные проекты, которые
сегодня осуществляет компа-
ния в переработке проката для
автомобилестроителей. На-
пример, в Калужской области
запущен проект Северсталь-Ге-
стамп — крупнейший штампо-
вочный завод в Европе.
Начальник управления
ММК по связям с госорганами
А. Буряк напомнил о вводе в
строй на комбинате стана 2000
холодной прокатки, который
ориентирован на производство
высококачественного плоского
проката для автопрома.
При этом иностранные ав-
тосборочные производства, по
мнению металлургов, взяли
на себя очень мягкие условия
по локализации, и данный во-
прос необходимо как-нибудь
решать. А. Морозов согласил-
ся с этим и заявил, что, воз-
можно, в следующем году бу-
дет проведен международный
аудит по уровню локализации.
И меры государственной под-
держки для автопрома, кото-
рые будут предоставляться в
следующем году, могут быть
скорректированы в пользу
компаний, соблюдающих обя-
зательства по соглашениям.
Татьяна Игнатенко
Награды нашли лауреатов
конкурса «Главное событие
2013 года в металлургии Рос-
сии», призванного поддер-
жать и максимально популя-
ризировать инновационные
проекты отрасли. Главным
событием года были призна-
ны проекты Группы НЛМК
по строительству металлур-
гического завода нового по-
коления НЛМК-Калуга, Уни-
версальный рельсобалоч-
ный стан ЧМК, дуговая элек-
тросталеплавильная печь на
ТАГМЕТе и завод по произ-
водству сортового проката в
Тюменской области УГМК-
Сталь.
Затем прошла торже-
ственная церемония вруче-
ния наград за лучшую видео-
продукцию победителям кон-
курса «Metal-Vision’2013»,
проводимого с целью попу-
ляризации и продвижения
металлургической отрасли
и повышения корпоратив-
ной культуры. В этом году на
победу в нем претендовало
20 видеоработ таких компа-
ний, как ММК, Мечел, ТМК,
ЧТПЗ, УГМК-Сталь, Урал-
электромедь, УГМК-ОЦМ,
СПК и др.
«Металлургия — это та от-
расль, которая достойна се-
рьезного внимания и кино-,
и телеиндустрии», — отмети-
ла Т. Веденеева, представляя
членов жюри конкурса, в ко-
торое вошли А. Романов, пре-
зидент РСПМ, сопредседа-
тель оргкомитета выставки
«Металл-Экспо», И. Сидель-
ников, основатель и идейный
вдохновитель творческой сту-
дии Installtechno, В. Стольни-
ков, главный редактор газе-
ты «Промышленный ежене-
дельник», А. Михеев, заме-
ститель директора Департа-
мента металлургии и тяже-
лого машиностроения Мин-
промторга России, А. Никола-
ева, режиссер, М. Дмитриев,
генеральный директор Агент-
ства корпоративных реше-
ний MaxVision, И. Земниекс,
руководитель специальных
проектов в «Российской га-
зете». Председатель жюри —
директор группы Меркатор
А. Скворцов, академик Ака-
демии российского телеви-
дения.
Созданный два года на-
зад фотоклуб «Остановись,
мгновение!» торжественно
наградил победителей глав-
ного конкурса года — «Луч-
шее фото года», который про-
водился при поддержке Объе-
диненной металлургической
компании и «Металл-Экспо».
Лидеры голосования опреде-
лились буквально в послед-
нюю неделю, но разрыв меж-
ду ними был достаточно оче-
видным. Первое место занял
фотограф Челябинского ме-
таллургического комбината
Ф. Шмидт. В пятерку претен-
дентов, получивших наиболь-
шее количество голосов, так-
же вошли работы Е. Пронина
(УралСибТрейд-ОМ), М. Яков-
левой (Белорецкий металлур-
гический комбинат), А. Мах-
лая (Сталь Техно) и А. Скрын-
никова (ОМК-ИТ).
Затем были подведены
итоги и награждены победи-
тельницы одного из красивей-
ших конкурсов в металлурги-
ческой промышленности —
конкурса красоты «Мисс Ме-
таллургия-2013» (организа-
тор —Металлопрокат.ру). За
победу боролись 195 участ-
ниц, за которых было пода-
но 20 169 голосов. В результа-
те интернет-голосования в по-
луфинал вышли десять пре-
тенденток. По итогам смс-
голосования победили три
девушки. Короны и звания
«Мисс Металлургия-2013»
была удостоена А. Епанчин-
цева (ТД «Уральская промыш-
ленно-строительная ком-
пания»), которая обошла
194 претенденток и получила
в качестве приза путевку на
двоих в Памуккале (Турция)
на семь дней.
Гости вечернего приема
получили огромное удоволь-
ствие от роскошной кон-
цертной программы, насла-
дившись живым выступле-
нием эстрадного певца, за-
служенного артиста России
А. Глызина, феерическим
шоу барабанщиков и других
артистов.
Татьяна Игнатенко
Лауреаты «Metal-Vision’2013»
Гран-при
ШэффлерРуссланд
Номинация «Лучшая графика»
НЛМК-Калуга
Номинация «Лучшая дикторская работа»
УК «Мечел-Сталь»
Номинация «Лучшая звукорежиссура»
ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Номинация «Лучшая операторская работа»
УГМК-Холдинг
Номинация «Лучшая режиссура»
ШэффлерРуссланд (подшипники)
Номинация «Лучшая сценарная работа»
ЧТПЗ
Номинация «Лучший монтаж»
УГМК-Холдинг
Номинация «Особое мнение жюри»
ЛибхерРуссланд
В течение последнего деся-
тилетия в России сформиро-
валась отрасль по горячему
цинкованию стальных кон-
струкций и деталей. Если ра-
нее антикоррозионная защи-
та стальной продукции осу-
ществлялась во вспомогатель-
ных цехах судостроительных
заводов и размеры использу-
емых ванн были 3,5—7 м, то
в настоящее время им зани-
маются самостоятельные про-
изводства как для собствен-
ных нужд, так и для выполне-
ния заказов сторонних орга-
низаций.
На сегодняшний день в на-
шей стране действует свы-
ше 60 заводов горячего цин-
кования, на большинстве ко-
торых имеются линии длиной
12-13 м, позволяющие обраба-
тывать крупногабаритные ме-
таллоконструкции, например,
элементы линий электропере-
дач. Соответственно Россия за-
нимает первое место в мире по
темпам роста числа предприя-
тий горячего цинкования.
Чем же обусловлен взрыв-
ной рост этой отрасли? Лар-
чик просто открывается: на
рубеже XX—XXI вв. компании,
ведущие прокладку железных
и автомобильных дорог, стро-
ительство линий электропе-
редач, с целью оптимизации
расходов приняли решение
повсеместно использовать
оцинкованную стальную про-
дукцию. Это позволило увели-
чить срок службы конструк-
ций в 4-5 раз и сократить за-
траты на эксплуатацию и ре-
монт. Более того, были подго-
товлены внутренние техни-
ческие условия, оговариваю-
щие использование оцинко-
ванных металлоконструкций.
Именно потребности заказчи-
ков обеспечили интенсивное
развитие «цинковальной» ин-
дустрии.
В настоящее время на
фоне постоянного роста чис-
ла заводов горячего цинко-
вания на рынке уменьшает-
ся удельное количество зака-
зов (в пересчете на одно пред-
приятие), для чего имеются
и субъективные, и объектив-
ные причины. Дело в том, что
на фоне послекризисных явле-
ний снизилось общее количе-
ство инвестиций во все отрас-
ли промышленности. В энер-
гетике происходит процесс
объединения МРСК и ФСК в
компанию Россети, и перспек-
тивы приобретения новых и
замены старых линий элек-
тропередачи остаются неяс-
ными.
Уменьшение числа заказов
создает иллюзию насыщения
рынка, однако это далеко не
так. Если рассмотреть струк-
туру европейского, амери-
канского и российского рын-
ков горячеоцинкованных кон-
струкций, то окажется, что
ключевым заказчиком за ру-
бежом является строительный
комплекс, тогда как в России
он занимает второе место по-
сле энергетики.
К сожалению, до недавне-
го времени вопросами разви-
тия жилищного, промышлен-
ного и коммерческого стро-
ительства не занималось от-
дельное федеральное ведом-
ство, не считая, конечно, соз-
данного в июне 2012 г. Феде-
рального агентства по строи-
тельству и жилищно-комму-
нальному хозяйству. Вдобавок
строители, руководствующие-
ся в своей деятельности уста-
ревшими СНиПами, не мо-
гут, да и попросту не хотят ис-
пользовать защищенные от
коррозии конструкции. Для
них применение оцинкован-
ного проката — мера вынуж-
денная, являющаяся скорее
исключением, нежели прави-
лом. Причина в том, что за-
казчик, проектировщик, стро-
итель и потребитель — это со-
вершенно разные организа-
ции, преследующие различ-
ные цели и задачи. «Эффек-
тивные менеджеры», исполь-
зующие дешевые и зачастую
некачественные материалы,
банально не заинтересова-
ны в увеличении срока служ-
бы зданий и сооружений. Ведь
чем скорее проржавеет кон-
струкция, тем раньше можно
получить заказ на ее ремонт
или строительство новой. Зо-
лотое дно!
Нельзя сбрасывать со сче-
тов и молодость отечественной
«цинковальной» индустрии.
Налицо острый дефицит ква-
лифицированных специали-
стов и рабочих, из-за отсут-
ствия должных навыков у про-
изводственного персонала се-
бестоимость услуг по цинко-
ванию стальных конструкций
высока. Овладение мировым
опытом и неуклонное сокраще-
ние технологических издержек
смогут удешевить цинкование
и привлечь новых клиентов.
Вообще, ситуация на рынке
горячего цинкования не кри-
тическая. Если в европейской
части России и на Урале таких
заводов вполне достаточно, то
в Сибири и на Дальнем Восто-
ке их не хватает. Предпосылки
для роста в будущем есть, надо
только трудиться не покладая
рук: проводить активную про-
светительскую работу по ин-
формированию населения о
преимуществах оцинкованно-
го проката. Следует плотно со-
трудничать с проектировщи-
ками и архитекторами, нала-
живать конструктивный диа-
лог с заказчиками, объясняя
порочность практики посто-
янной окраски стальных кон-
струкций вместо проверен-
ной временем антикоррозион-
ной защиты с использовани-
ем цинка. Наконец, руководи-
телям предприятий необходи-
мо неуклонно повышать уро-
вень профессионализма пер-
сонала с целью овладения все-
ми нюансами технологии цин-
кования.
Впрочем, лед тронулся. Не-
давно на высшем уровне было
принято решение о преобра-
зовании Федерального агент-
ства по строительству и жи-
лищно-коммунальному хозяй-
ству в одноименное министер-
ство c передачей ему функций
выработки и реализации госу-
дарственной политики и нор-
мативно-правового регулиро-
вания в сфере строительства,
архитектуры, градостроитель-
ства и жилищно-коммуналь-
ного хозяйства, оказания го-
сударственных услуг, управле-
ния государственным имуще-
ством в сфере строительства,
градостроительства и жилищ-
но-коммунального хозяйства,
а также координации деятель-
ности Федерального фонда со-
действия развитию жилищно-
го строительства, Фонда со-
действия реформированию
жилищно-коммунального хо-
зяйства и корпорации Олимп-
строй.
Кроме того, Центр по раз-
витию цинка и Российский
союз поставщиков металлопро-
дукции не сидят сложа руки, а
проводят мероприятия, где об-
суждаются вопросы производ-
ства и потребления оцинко-
ванной металлопродукции. На-
глядным примером тому слу-
жит 14-й Научно-техниче-
ский семинар «Цинк — защи-
та от коррозии», состоявший-
ся в рамках 19-й Международ-
ной промышленной выставки
«Металл-Экспо’2013». Словом,
отрасль горячего цинкования
в России имеет хорошие пер-
спективы и остается привлека-
тельной для инвестиций.
Обзор подготовил
Леонид Хазанов
Metal Expo
news
2013
Официальное издание
Международной промышленной выставки «Металл-Экспо»
Главные события года / Блиц-интервью
3
№2. 14 ноября 2013 года
Награды нашли своих героев
Большим вечерним приемом завершился первый деньМеждународной промышленной выставки «Металл-Экспо’2013». В этом году вечер провела известная телеведущая
и актриса Т. Веденеева, которая вместе с участниками гала-ужина чествовала победителей конкурсов, финал которых был приурочен к осенней Неделе металлов вМоскве.
Рынок как предчувствие
В России словно грибыпоявляются предприятия по горячему цинкованиюизделий и конструкций из стали. Между тем часто строители пред-
почитают использовать обыкновенную краску, желая сэкономить и получить побольше прибыли. Именно изменению сложившейся ситуации
был посвящен 14-й Научно-технический семинар «Цинк – защита от коррозии», организованный Центром по развитию цинка и прошедший
в первый день работы 19-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо’2013».
Александр Иванович, како-
вы итоги 2013 г. для компании
ДиПОС как по металлоторго-
вому, так и по металлосервис-
ному направлениям?
Нынешний год оказался ди-
намичным, причем по объемам
продаж в натуральном выраже-
нии он даже лучше минувшего.
Суммарный объем продаж со-
ставит по итогам 2013 г. 1 млн т.
Маржинальность сейчас остав-
ляет желать лучшего. Сегодня
на повестке дня стоит произво-
дительность труда, ведь толь-
ко за счет ее повышения можно
остаться на рынке.
Благодаря сервисному ме-
таллоцентру мы имеем свой
статус на рынке и планиру-
ем его дальше развивать. Мы
уже закупили четыре новых ав-
томатических линии по свар-
ке сеток. Две получим до конца
текущего года, остальные — в
I полугодии следующего. Одна
из линий будет запущена в
Краснодаре. Металлосервисное
направление себя оправдывает.
Как развиваются отноше-
ния с автопромом в рамках
Верхневолжского СМЦ? С кем
конкретно сотрудничаете?
Мы постоянно укрепля-
ем деловые отношения с авто-
производителями, тем самым
подтверждая свой статус. Ка-
чество нашей продукции пол-
ностью их удовлетворяет.
ДиПОС давно сотруднича-
ет с Renault. В этом году нача-
ли выстраивать отношения с
ГАЗом.
Каков ваш прогноз на
2014 г.? Какие еще предпола-
гаются проекты?
Планируем делать больше и
качественнее. Рассматриваем в
перспективе возможность соз-
дания в Иванове завода по го-
рячему цинкованию металло-
конструкций. Нам надо оцин-
ковывать производимые трубы,
решетчатые настилы, которые
хотим выпускать в будущем.
Поэтому на стенде на «Металл-
Экспо’2013» мы выступаем со-
вместно с европейским партне-
ром по этому проекту, который
специализируется на строи-
тельстве заводов по оцинкова-
нию металлопродукции.
Интервью провел
Дмитрий Ляховский
ДиПОС займется
оцинкованием
На выставке «Металл-Экспо’2013» одна из крупнейших феде-
ральных торгово-производственных компаний – ДиПОС пре-
зентует новый проект, о чем «Metal Expo News» рассказал ге-
неральный директор компании
А. Дроздов
.
Андрей Дмитриевич, за-
чем вы уходите в еще один пе-
редел?
Экономические расчеты
показывают: чем длиннее тех-
нологическая цепочка, тем
выше эффективность произ-
водства. Поэтому для ЛМЗ
наш проект является есте-
ственным шагом — сначала
организовать производство
холоднокатаного, потом горя-
чекатаного проката.
Каков размер инвестиций
и каковы сроки реализации
проекта?
Общая стоимость проек-
та 22 млрд руб., в том чис-
ле первая очередь оценивает-
ся в 11,5 млрд руб. В 2016—
2017 гг. должно завершить-
ся строительство первой оче-
реди, в 2018—2019 гг. — вто-
рой. Основными потребите-
лями будут предприятия стро-
ительной и автомобильной
отраслей промышленности,
производители бытовой тех-
ники и любые компании, при-
меняющие прокат с покрыти-
ями. Отечественный рынок
проката с покрытиями про-
должает быть дефицитным и
импортозависимым, а потому
мы уверены, что найдем ме-
сто на рынке.
Интервью провел
Дмитрий Ляховский
Лысьва нарастит
мощности
Внедавнемпрошломдиректордепартамента промышленно-
стиМинпромэнергоРФитоп-менеджерМечела, сейчас
А.Дей-
неко
возглавляет реализациюинвестиционногопроектаЛМЗв
Пермскомкрае по строительству листопрокатного комплекса.
Автопрому
сегодня все
меньше нужен
металлопрокат
В рамках «Металл-Экспо’2013» прошло заседание ра-
бочей группы при Минпромторге России по реализа-
ции межотраслевой программы работы по освоению
новых видов и улучшению качества продукции для ав-
томобилестроения. Председательствующий на засе-
дании А. Морозов, директор Департамента транспорт-
ного и специального машиностроения министерства, с
самого начала задал тон мероприятию, попросив всех
присутствующих высказаться относительно проблем,
существующих во взаимодействии металлургических
компаний и производителей автомобилей.