коронавирус , Северсталь | 09 апреля 2020 г. | 08:58

Главный экономист «Северстали» о потерях экономики от режима самоизоляции

Главный экономист «Северстали» Павел Воробьев в своем аккаунте в Фейсбуке разместил статью под названием "К оценке потерь экономики РФ от режима самоизоляции", в которой попытался оценить, какое влияние режим нерабочих дней (с 28 марта по 30 апреля) окажет на экономику РФ. Предлагаем познакомиться с точкой зрения экономиста:

Разные отрасли экономики по-разному реагируют на режим нерабочих дней. Можно выделить 3 группы секторов в зависимости от их работы в период “нерабочих дней”:

1. Работают как и прежде: продуктовые магазины, аптеки, непрерывные производства в промышленности, электроэнергетика, ЖКХ, все онлайн-бизнесы, системообразующие предприятия, общественный транспорт. Строительство, по имеющимся трактовкам, может подпадать под производство непрерывного цикла, то есть продолжать работу. Также многие предприятия входят в список системообразующих, на которых нерабочие дни не распространяются автоматически.

2. Вынуждены приспосабливаться, чтобы продолжить работу: офисы предприятий, переходящие на режим удаленной работы, оффлайн магазины, переходящие на продажи онлайн, рестораны, переходящие на модель доставки.

3. Вынуждены остановить работу: торговые центры, магазины одежды, кинотеатры, фитнес-центры, все оффлайн-магазины (исключая продукты питания), зарубежные авиаперелеты.
Таким образом, основной удар от «нерабочих дней» испытают компании, которые находятся в сфере оффлайн услуг и в малом и среднем промышленном бизнесе. При этом малый и средний промышленный бизнес все же так сразу не закрывается на «нерабочие дни» без жесткой системы контроля.

Если нерабочие дни продлятся в течение апреля, то это означает, что треть квартального производства в сферах из группы 3 будет потеряна. Надо понять, какую долю в ВВП они составляют, чтобы оценить влияние на ВВП.

Выясняется, что российская экономика в отличие от экономик развитых стран имеет достаточно низкую долю как сектора потребительских услуг, так и малого бизнеса, которые в первую очередь страдают от режима самоизоляции. Поэтому можно ожидать меньшего спада, чем в Европе или США.

Так, на деятельность гостиниц и общественного питания приходится 1% от ВВП, на культуру и спорт также 1% от ВВП. На торговлю приходится 15% ВВП, но пострадает не вся торговля, а только розничная и только в части непродовольственных товаров. На строительство приходится 6% ВВП, но строительные работы могут избежать остановки по причине своей непрерывности. Поэтому можно предположить, что только некоторая часть строительства будет остановлена. На обрабатывающие производства приходится 13% ВВП, но большая часть продолжит работу из-за непрерывности или из-за отнесения к системообразующим предприятиям.

В итоге, сектора, которых коснется период ограничений, составляют 54% ВВП, но, скорее всего, с учетом сказанного, только 18% ВВП будет фактически приостановлено в апреле, и их производство в течение 2 квартала сократится на треть. Соответственно, ВВП РФ во 2 квартале может снизится на 6% от своего «нормального» уровня. Влияние на годовой ВВП в 2020 году будет в четыре раза меньше, то есть около 1.5%. Это совпадает с оценкой, которую привела Эльвира Набиуллина: «Опыт других стран показывает, что месяц карантина в масштабах всей страны может стоить экономике 1,5–2% годового ВВП».

Но пока посчитаны только прямые эффекты падения производства в тех секторах, которые временно приостановятся. Есть еще и косвенные эффекты, так как эти сектора сократят спрос на продукцию других секторов, которые могут работать. В итоге, пойдет вторая волна снижения выпуска в экономике. Ее тоже надо оценить.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 539

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter