Мы все еще запрягаем. Российский и мировой рынок стали: 19-26 июля 2020 г.
В очередной раз Китай показывает всему миру мастер-класс, как надо стимулировать экономический рост. У этого процесса много составляющих. Прежде всего, это наличие фронта работ. КНР порой критикуют за «города-призраки», пустые аэропорты и многополосные автострады, ведущие из ниоткуда в никуда. Однако в стране еще есть, что строить.
Так, еще далеко не все китайцы обеспечены нормальным жильем. Недостаточно густа железнодорожная сеть — за текущий год ее планируется расширить более чем на 4,4 тыс. км. Только начался процесс газификации северо-восточных провинций, необходимый, чтобы заменить чадящие угольные печки современными газовыми бойлерами и перевести котельные на более экологичное топливо.
Наводнения, от которых этим летом пострадали 23 провинции и городской округ Чунцин (превышающий по территории Австрию, между прочим), - еще одно направление работ. Это же сколько надо построить дамб, плотин, каналов и прочих гидротехнических сооружений, чтобы своевольные китайские реки при любом количестве осадков оставались в своих берегах! Осенью этого года, как прекратится дождливый сезон, пострадавшие районы, как ожидается, превратятся в сплошную стройку.
Китайская промышленность проводит перманентную модернизацию. Так, в стране фактически строится новая металлургическая отрасль, призванная заменить те предприятия, что были введены в строй всего лишь 12-17 лет тому назад. Но тогда Китай был другой, на многие заводы устанавливалось американское или европейское б/у оборудование. Сейчас новые предприятия возводятся по последнему слову техники. И даже если печи и прокатные станы заказываются у ведущих европейских компаний, большая часть комплектующих будет изготовлена в самом Китае.
Следующая важная составляющая китайского успеха — быстрота принятия и исполнения решений на местном, локальном уровне. Каким-то образом китайцам удалось создать систему, в которой проектирование, согласование, получение разрешений и прочие действия не требуют уймы времени и денег. А ведь Китай — цивилизация, издревле знающая толк в бюрократии!
Очень важная вещь — ресурсы. В Китае есть мощности по производству почти всего, что только можно представить. Есть, конечно, и здесь критический импорт, и отставание в некоторых хайтечных направлениях, но «ан масс» страна фактически находится на самообеспечении. Безусловно, зависимость от импорта сырья и продовольствия — серьезная уязвимость, но, наверное, лучше покупать за рубежом нефть, железную руду, сою и свинину, чем промышленную продукцию. При этом важно не только то, что в Китае есть заводы и станки, но и то, что имеются люди, умеющие и желающие на них работать.
И, в завершение, самое важное. То есть, деньги, деньги и еще раз деньги. Они в Китае есть. Правительство не испытывает проблем с финансированием важнейших проектов. А к услугам частных и государственных компаний есть государственные банки, которые с готовностью предоставляют кредиты компаниям реального сектора — по крайней мере, тем, кто уже доказал свою ответственность и состоятельность.
Осенью текущего года, как только завершатся дожди, в Китае ожидается экономическое оживление. Стальной продукции потребуется столько, что не хватает даже имеющихся мощностей металлургической отрасли. При том, что средний уровень загрузки меткомбинатов превышает 93%. С электросталеплавильными заводами, правда, хуже. Металлолом в стране слишком дорогой, и его мало, так как запрещен импорт. Эту проблему планируется решить только в 2021 г.
Цены на стальную продукцию в Китае пошли вверх и достигли самого высокого уровня за последний год. Местным компаниям снова стало выгодно приобретать полуфабрикаты, горячекатаный прокат и товарный чугун за рубежом. Увеличение спроса на эту продукцию в Китае способствовало ее подорожанию до уровня февраля-марта текущего года. Пока что только в Азии, где, кроме КНР, есть и другие страны с благополучной экономикой, например, Вьетнам.
Во второй половине июля пошла в рост и Турция. Благодаря оживлению в строительном секторе одновременно двинулись вверх котировки на металлолом, заготовку и готовый прокат. Так что, российские компании получили возможность повысить свои экспортные цены.
Между тем, в самой России рынок, по большому счету, стагнирует. Дорожают только сварные трубы, где в роли локомотива по-прежнему выступает профильная продукция малых размеров. Дефицит в этом сегменте, похоже, сохранится и в августе. Чуть лучше стало в последнее время и с оцинкованной сталью. Однако с горячекатаным прокатом, фасоном — все глухо. Повышение спотовых цен на арматуру сильно затормозилось. Объявленное еще в прошлом месяце поднятие заводских котировок по июльским контрактам до сих пор остается под вопросом. А анонсированная на август прибавка еще около 1 тыс. руб. за т вызывает еще большие сомнения.
При этом никак нельзя сказать, что у нас ничего не происходит. Наоборот, прошедшая неделя выдалась очень бурной. Президент подписал указ о национальных целях развития на период до 2030 г. Премьер-министр выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства. Сам парламент принял ряд важных законов, в частности, о регуляторной политике и о предоставлении льгот российским производителям в госзакупках.
Во всех этих словах и действиях просматривается четкая ориентация на развитие человеческого капитала страны, на совершенствование здравоохранения и образования, на сохранение мощной социальной составляющей. В экономике правительство стремится облегчить и ускорить запуск и реализацию инвестиционных проектов, развернуть инфраструктурное строительство, поддержать несырьевой экспорт, повысить эффективность бизнеса и производительность труда, в частности, за счет цифровизации. При этом называются сроки разработки и утверждения важнейших законов, программ и планов — август, осень, до конца года, начало 21-го... То есть, мы пока еще запрягаем, а наш бронепоезд стоит... ну, не на запасном пути, но где-то на перроне.
Весьма интересное интервью дал Business FM известный российский предприниматель Олег Дерипаска. Интересно, что в нем он критикует (и по делу!) отечественное государство за то, что оно недостаточно плановое и уделяет недостаточно усилий для развития экономики и радикального повышения жизненного уровня населения.
И кстати, в этом он совершенно прав. Темпы роста российской экономики низкие, потому что во многом определяются местом нашей страны в системе международного разделения труда, которое, увы, никак нельзя признать выигрышным. А кризис, в котором мировая экономика пребывает фактически с 2008 г., да еще вошедший в фазу резкого обострения, не дает нам нормально развиваться.
Чтобы опираться на собственные силы и меньше зависеть от ненадежной международной конъюнктуры, России надо стать богатой страной, в экономике которой создается большая масса добавленной стоимости. Только за счет этого можно будет добиться кратного увеличения заработных плат при общем снижении доли расходов на оплату труда в себестоимости продукции. Рост прибыльности российских компаний за счет продаж продукции более высокого передела и высоких технологий позволит также увеличить доход государства вследствие расширения налогооблагаемой базы.
По мнению Олега Дерипаски, в российской экономике есть огромный фронт работ по созданию собственного широкомасштабного производства комплектующих, по развитию инфраструктуры с целью резкого ускорения грузоперевозок, по цифровизации от выпуска микросхем до разработки программного обеспечения и по решению множества других неотложных задач. При этом, как он считает, основным ограничивающим фактором является нехватка денег, прежде всего, из-за излишне ограничительной монетарной политики Центробанка РФ.
Без денег, конечно, ничего не сделаешь и не построишь. Но реальная проблема может оказаться шире. США могут развивать свою экономику, можно сказать, за счет печатного станка, потому что избыточная денежная масса у них уходит на компенсацию «сгоревших» активов и стерилизуется в пузырях фондового рынка. В нашем случае, если действовать по логике Олега Дерипаски, средства должны пойти непосредственно в реальный сектор на закупки тысяч единиц оборудования, миллионов тонн металла и цемента. Разогнать в таких условиях инфляцию — раз плюнуть. Наконец, ни за какие деньги нельзя сразу и быстро приобрести опыт управленцев и квалификацию специалистов, которые должны будут взять на себя непосредственную работу по глубокой модернизации страны.
Пока что политика российского правительства заключается не в раздаче денег, а в создании более благоприятных условий для инвестиций. И здесь власти готовы сотрудничать с бизнесом и оперативно решать вместе с ним наболевшие проблемы — РСПП не даст соврать. Увы, в экономике быстро можно только разрушать. Чтобы создавать, нужно время.
И, может, мы, наконец, запряжем, а потом ка-ак поедем!
Узнать текущие события и тенденции рынка, обменяться наблюдениями, впечатлениями и выводами, встретиться с коллегами и деловыми партнерами можно будет уже в августе на конференциях «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» и «Нержавеющая сталь и российский рынок». Они должны состояться, соответственно, в Московской области 13-14 августа и в Челябинске 26-28 августа, а также в любом случае будут параллельно проходить в онлайновом режиме.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.