Новые веяния. Российский и мировой рынок стали: 28 февраля — 7 марта 2021 г.

Экономика — большая и очень инерционная система, процессы в которой происходят достаточно медленно. Но если она уж двинулась в каком-то направлении, новые изменения в ней потребуют значительных усилий.

Сейчас на мировом рынке стали мы наблюдаем как раз начало некоторых новых тенденций, которые, возможно, будут определять пути его развития на ближайшие месяцы и даже годы. Во-первых, стартовавший в прошлом году подъем цен на стальную продукцию приобретает черты долгосрочного. Во-вторых, идея «обезуглероживания» прочно завладела широкими массами и в ближайшее время будет оказывать все большее влияние на развитие металлургической промышленности.

Причины подъема цен уже рассматривались в наших публикациях. Коротко говоря, ситуация здесь укладывается в традиционную формулу: «Всего на всех не хватит, потому что всех много, а всего — мало». Потребление стальной продукции растет по ряду причин, основной из которых является решение проблемы падающего платежеспособного спроса посредством эмиссионной денежной накачки. В то же время, выпуск стальной продукции не может увеличиваться так быстро, а на закрытых рынках наподобие США и Евросоюза дефицит усугубляется импортными ограничениями.

К этому сложно что-то добавить, за исключением одного аспекта. Судя по всему, мировая металлургическая промышленность столкнулась с долгосрочной нехваткой сырья. Так, глобальная железорудная отрасль так и не смогла в полной мере компенсировать сокращение производства ЖРС в Бразилии.

В 2020 г. местная корпорация Vale произвела всего лишь 300,4 млн. т данной продукции против 385 млн. т в 2018 г., а на текущий год прогнозирует рост только до 325-335 млн. т. Перевести все свои ГОКи на сухое складирование отходов обогащения, что даст возвращение в строй закрытых ранее мощностей и увеличение выпуска до более 380 млн. т, компания планирует только в 2022 г. До этого времени руда, скорее всего, останется в дефиците, а ее стоимость будет превышать $100 за т.

С металлоломом получается все еще печальнее. Металлургические комбинаты, где в качестве сырья используется железная руда, сейчас не в моде. Их строят в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии (часто с китайскими инвестициями), но в остальном мире при создании новых металлургических мощностей делают однозначную ставку на металлолом при небольшой доле горячебрикетированного железа.

В результате спрос на металлолом растет, а вот поставки его — не очень. Металлофонд — вещь достаточно инертная, а устроить его ускоренное обновление посредством широкомасштабной модернизации основных фондов могут сегодня в мире только китайцы. Причем им-то как раз лома не хватает, и они завозят его из-за рубежа в растущих объемах.

Безусловно, мировой рынок стали всегда обладает волатильностью и непостоянством, ценовые колебания на нем были, есть и будут. Но, по крайней мере, пока в глобальной экономике не произойдет новых больших перемен, общая тенденция будет направлена вверх. В западных странах уже вовсю идет размещение заказов на прокат с поставкой в третьем квартале, и о понижении котировок никто не заикается. Более того, ArcelorMittal выставляет новые предложения по горячекатаному прокату уже на уровне 800 евро за т EXW за базу.

Очевидно, от этого повышения не уйти и российскому рынку. В марте отечественные металлурги, судя по их текущим котировкам, не настаивают на серьезном подорожании, но в апреле заводские цены, скорее всего, опять возрастут. Причем это затронет не только листовой прокат, но и арматуру. Недолго ей придется побыть ниже отметки 50 тыс. руб. за т...

Значительные изменения могут произойти в ближайшее время в Китае, где состоялась двойная сессия Всекитайского собрания народных представителей и Народной политической консультативной конференции. Помимо всего прочего, там затрагивался и вопрос о снижении выбросов углекислого газа. Ставится задача достичь пика не позднее 2030 г., а к 2050 г. Китай должен полностью покончить с этим вредным явлением.

Вообще-то, борьба с глобальным потеплением — вещь до крайности темная и противоречивая. Земной климат вообще не отличается постоянством и меняется в весьма широких пределах под влиянием чисто космических факторов наподобие колебаний солнечной светимости и угла наклона земной оси. И надо ли с такой фанатичной безоглядностью перечеркивать все плоды столетней индустриализации, - большой вопрос. Тем более, что за «климатической религией» отчетливо прослеживаются чьи-то конкретные финансовые интересы.

Кстати, повышение содержания углекислого газа в атмосфере — это не обязательно плохо. От этого, например, однозначно выигрывает растительный мир. Есть исследования, увязывающие рост мировой урожайности в последние десятилетия с увеличением углеродной подкормки. Так что, глобальное потепление по-своему способствует повышению глобальной продовольственной безопасности.

Впрочем, в западных странах вопрос о борьбе с выбросами углекислого газа давно уже не дискутируется. Это директива, которая подлежит выполнению, причем, не менее чем во всем мире. В последнее время усиливается давление международных институтов на угольную энергетику, а вопрос об «углеродных» таможенных тарифах как раз 5 марта был впервые вынесен на рассмотрение ВТО, где создана специальная инициативная группа.

Очень много говорится о будущем триумфе «водородной металлургии», а количество проектов в этой сфере, анонсированных в различных странах, кажется, перевалило уже за два десятка. Хотя при этом все специалисты указывают, что их реализация будет возможна только при условии крупных государственных дотаций и при наличии надежных источников дешевого «зеленого» водорода, который пока что, как минимум, в шесть раз дороже природного газа.

Запуск первых мощностей по получению восстановленного железа с использованием водорода намечается, вроде бы, на середину текущего десятилетия, но, например, австралийская компания BlueScope Steel, недавно решившая вместо этого потратить деньги на модернизацию доменной печи, прогнозирует появление водородной инфраструктуры не ранее 40-х гг.

В то же время, в Китае, насколько можно понять, пока что идет речь о выбросах не углекислого газа, а куда более вредных веществ — пыли, окисей серы и азота. По данным правительства КНР, к концу 2020 г. радикальную экологическую трансформацию, направленную на минимизацию уровня загрязнения окружающей среды, прошли либо проходят в настоящее время мощности по выплавке 620 млн. т стали в год, а еще 530 млн. т должны быть модернизированы в ближайшие пять лет.

На двойной сессии не было дано однозначной информации о дальнейшем развитии жилищного и инфраструктурного строительства в КНР. Но Министерство промышленности и информационных технологий оценивает на текущий год национальное потребление стали в 1,1 млрд. т. При этом впервые было сказано, что с целью снижения выбросов и уменьшения ценового уровня правительство Китая поддерживает расширение импорта стальной продукции, а особенно, полуфабрикатов.

Таким образом, Китай, в прошлом году закупивший за рубежом 18,3 млн. т заготовки, может сохранить и даже увеличить эти объемы. Если это действительно произойдет, китайский импорт станет еще одним фактором, который будет способствовать повышению цен на стальную продукцию и металлолом на мировом рынке.

А поскольку прокат будет дорожать за рубежом, очевидно, точно такие же процессы будут развиваться и у нас. Единственное, что могло бы замедлить ценовой рост, - это укрепление рубля, но на него надеяться крайне трудно. Участники российского валютного рынка — народ донельзя нервный и пугливый. Так, очередное заявление американской администрации о возможности новых санкций против России вызвало паническое проседание курса, а новый скачок цен на нефть, превысивших в итоге $70 за баррель, был практически проигнорирован.

Остается только рассчитывать на то, что российская экономика все же растет, весной повысится активность в строительной отрасли, а инвестиции государства и крупных частных и государственных корпораций смогут компенсировать рост затрат на подорожавшую металлопродукцию. В конце концов, уж очень больших колебаний на российском рынке проката не ожидается, а эффект неприятной неожиданности должен постепенно пройти.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2021 г. Новые встречи состоятся на международных конференциях "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления", которая пройдет 18-19 марта в Москве, и "Нержавеющая сталь и российский рынок", которую примет Волгоград 22-23 апреля.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1299

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter