Вторсырье как «новая нефть»
Участники дискуссии «Экология - новая ответственность бизнеса» назвали вторсырье «новой нефтью».
Директор Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОM» Виктор Ковшевный отметил, что ломозаготовительная отрасль сегодня действительно оценена больше, чем рынок нефти. Ведь новые пошлины на вывоз лома в размере 70 евро – это больше как минимум в полтора раза, чем экспортная пошлина на нефть.
«Мы нередко слышим про «зелёные» проекты, ESG-инвестирование в масштабах страны или в масштабах континентов, но нередко возникает ощущение, что мы практически уподобляемся Обломову. Но давайте обратимся к реальности. Я сейчас говорю про металлургию и ломозаготовительную отрасль. По сути, это как раз та самая отрасль, которая с учетом предстоящих изменений по углеродному налогу сегодня позволяет нашей промышленности сохранить свою конкурентоспособность и сохранять как минимум $2 млрд в год (если мы подсчитаем черные и цветные металлы). Например, по расчётам ассоциации BDSV только в черной металлургии одна тонна лома может экономить до 350 евро климатических и углеродных налогов. C учётом того объема рынка, который есть у нас сейчас в России, по чёрному лому это как минимум 26 млн тонн, плюс цветная металлургия, мы получим как раз те самые большие цифры».
Виктор Ковшевный обратил внимание, что, несмотря на реальные экологические, экономические и социальные выгоды использования лома металлов в металлургическом процессе, отрасль ломозаготовки не только не поддерживается финансово государством, но и находится под избыточными мерами госрегулирования, в условиях регулярных ограничений в сфере экспорта. «Наше государство должно максимально поддерживать любые проекты экологической напрвленности, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне сегментов и целых отраслей. Эта поддержка может заключаться в простом: создание переработчикам вторсырья и металлургии, которая является одним из основных потребителей вторсырья, условий, которые были бы не хуже, а по крайней мере такие же, как в мире. Тогда отрасль переработки вторсырья и металлургия будут развиваться». По словам Виктора Ковшевного, будущее России – это безотходное производство, промышленность без отходов.
При этом, например, утилизационных сбор, который должен идти на субсидирование затрат утилизаторов и на развитие инфраструктуры рециклинга, и собирается ежегодно в сумме свыше 200 млрд рублей, (а в 2020 г. превысил 300 млрд), реально не выделяется по целевому назначению. Ни рубля утилизаторы от этого сбора не получили.
«Мы видим, что у нас в стране около 60 млн машин, наша страна в отрасли рециклинга, если сравнить со среднемировыми показателями, отстаёт по утилизации машин в 21 раз. Есть деньги, а именно те же 2 трлн, которыми распоряжается Минпромторг, а отрасли рециклинга у нас до сих пор нет. Вместо этого у нас сейчас встаёт вопрос о том, как быть металлургии и ломозаготовительной отрасли, которые сами по себе несут огромную социальную нагрузку в моногородах, и при этом вместо поддержки, в том числе по экспортным направлениям, получают сейчас такое резкое увеличение пошлин. Почему Америка и Япония никогда не ограничивает свою экспорт? Да только потому, что за каждым рабочим местом в металлургии, за каждым рабочим местом в ломозаготовительной отрасли стоит от 4 до 10 мест в других отраслях промышленности. И поэтому, говоря об инвестировании, я считаю, что, во-первых, нам нужно навести порядок с теми деньгами, которые мы уже собрали. Во-вторых, мы должны совместно с государством разработать такие правила игры, когда любые решения принимаются с настоящей оценкой регулирующего воздействия», - сказал Виктор Ковшевный.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.