Экспортные пошлины - лекарство хуже болезни
С 1 августа по 31 декабря 2021 года правительство РФ вводит госпошлины на экспорт черных и цветных металлов - общую в объеме 15%, и специальную, на которую будут влиять множество факторов. Журналу «Металлоснабжение и сбыт» комментирует это событие Андрей Тенишев, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ (в 2013-2021 годах – начальник управления по борьбе с картелями ФАС России).
- Такое изъятие оценивается примерно в 160 млрд рублей – около 110 млрд придется на экспортеров черных металлов и примерно 50 млрд заплатят производители цветмета. Официально объявленная причина - резкий рост цен на металлопродукцию на внутреннем рынке. Но не вся отрасль «повинна» в стремительном росте цен. А угроза нависнет над всеми.
Изначально речь шла о трех компаниях черной металлургии. ФАС возбудила в отношении Северстали, НЛМК и Магнитогорского меткомбината дела о монопольно высоких ценах. Это разбирательство продолжается, и может рано или поздно привести к логическому завершению в виде предписаний и штрафов.
Но, в результате вновь объявленных мер, «под раздачу» попадет не только черная, но и цветная металлургия.
Мера небесспорная. Ее объявленная цель - нужны деньги, чтобы компенсировать удорожание строительства бюджетных объектов. И цель вроде благая. Ведь главное, чтобы деньги дошли до получателя и стабилизировали рынок строительства. Но снизят ли вновь вводимые пошлины стоимость строительства? Очевидно, нет.
Зато побочных эффектов будет предостаточно. Прежде всего – это снижение конкурентоспособности российских металлургических компаний на мировых рынках. По некоторым оценкам, наиболее пострадают экспортно-ориентированные РУСАЛ и НЛМК.
Для компаний цветной металлургии емкость внутреннего рынка и вовсе ограничена, и увеличить поставки на российский рынок они не смогут. Некоторые виды продукции - например, стальные полуфабрикаты, чугун, попавшие под пошлины, практически не поставляются на внутренний рынок, почти полностью отправляясь на экспорт. Так, например, Промышленно-металлургический холдинг занимает почти 13% мирового рынка и экспортирует более 90% произведенного чугуна.
В результате не только этот производитель, но и многие другие окажутся в худших условиях по сравнению с зарубежными конкурентами. И это при том, что ряд наших компаний и так уже ограничены на внешних рынках антироссийскими санкциями.
Не все металлурги получили те сверхдоходы, которые государство планирует изъять.
В отрасли есть производства, работающие на грани рентабельности, и они окажутся на грани банкротства. UC Rusal уже предупредила о риске закрытия некоторых своих производств – включая очередную отсрочку запуска Тайшетского алюминиевого завода, изначально ориентированного на экспорт.
Ранее о риске остановки предприятий сообщили Абинский электрометаллургический завод, дальневосточная Амурсталь и Ашинский металлургический завод.
Не менее серьезными – и для отрасли, и для общества - могут быть социальные последствия, ведь четверть моногородов России и 30% их населения зависят от металлургических компаний. В этих городах металлурги - ключевые налогоплательщики, основные работодатели и инвесторы в экономику и социальную инфраструктуру. Еще большее сосредоточение средств на федеральном уровне при этом не будет способствовать целенаправленному доведению финансирования до моногородов.
В четырех субъектах Российской Федерации (Белгородская, Липецкая, Магаданская области, Чукотский АО) металлурги обеспечивают от 55% до 80% суммарных поступлений налога на прибыль, еще в 11 (Вологодская, Курская, Амурская, Челябинская, Свердловская области, Красноярский, Хабаровский, Забайкальский края, республики Хакасия, Бурятия, Карелия) - от 20% до 50%. Кто и как обеспечит покрытие этих потерь региональным и местным бюджетам?
Можно спрогнозировать, что изъятие через установленные пошлины 160 млрд рублей снизит прибыль металлургических компаний минимум на 20-25%. И это без учета потери российскими компаниями своих позиций на зарубежных рынках.
В свою очередь, это скажется на выплатах российскими металлургическими компаниями налогов и, прежде всего, налога на прибыль. А суммы это ощутимые.
Так, по данным ФНС, в 2020 году суммарные выплаты налога на прибыль компаниями в сфере добычи металлических руд, металлургии и производства готовых металлических изделий составили 288,1 млрд рублей, из которых в региональные бюджеты было направлено 222,4 млрд рублей.
По предварительной оценке, принятое решение может привести к снижению поступления налога на прибыль в бюджеты регионов на 45-55 млрд рублей. Еще на 13-16 млрд рублей уменьшатся поступления этого налога в федеральный бюджет. Со всеми вытекающими последствиями.
Это сильно смахивает на тот случай, когда лекарство хуже болезни.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.