Еженедельный отчёт Metals & Mining Weekly по версии Credit Suisse
В отчете рассматривается состояние мирового рынка металлов и полезных ископаемых. В свежем выпуске приводятся результаты конференции Steel & Mining Conference, в которой приняли участие 28 компаний, которые работают на этом рынке, в том числе российские Норильский Никель, НЛМК, EN+ и Русал.
Основные выводы: большинство затронутых в ходе конференции вопросов касалось устойчивости существующих высоких цен на сырьевые товары и фундаментальных показателей спроса и предложения, которые, как представляется, наиболее благоприятны сейчас для алюминия. Недавнее снижение цен на железную руду вызвало вопросы в отношении политики Китая и о том, как долго будут держаться нынешние низкие цены. Горнодобывающие компании оценили перспективы на удивление позитивно. Компании из сталелитейной отрасли весьма конструктивно оценили текущие спрос и ценообразование. Оценки прибыли акционеров явно указывают на спокойствие компаний (в том числе металлургических) относительно своих будущих финансовых отчетов. Как и в прошлом году, компании стремятся уделять больше времени вопросам ESG.
Горнодобывающая промышленность: компании, занимающиеся добычей основных металлов, с осторожным оптимизмом смотрят в ближайшее будущее, отмечая, что в этот период важно проявлять дисциплину при распределении капитала. Комментарии по ситуации с алюминием были особенно позитивными, поскольку все его производители отметили улучшение основных показателей и появление положительных факторов, а именно ограничение мощностей в Китае и постоянный высокий спрос, который поддерживается благодаря энергетическому переходу. Вместе с тем, участники рынка скептичны относительно того, насколько долго продлится сложившая ситуация. Из-за этого они сдерживают расширение производства. Что касается меди, фундаментальные показатели оцениваются как устойчивые, особенно в долгосрочной перспективе, поскольку компании отметили трудности с вводом новых проектов в эксплуатацию. После недавнего падения цен на железную руду основное внимание было уделено именно ей. Согласно данным Rio Tinto, несмотря на оказанное политикой Китая влияние на конечный спрос на сталь, базовые показатели для железной руды остаются положительными. В долгосрочной перспективе Rio Tinto будет активно искать возможности извлечения выгоды из перехода к «зеленой стали». Все компании, участвовавшие в конференции, предрекают рост затрат во втором полугодии 2021 года.
Сталелитейная отрасль: общий спрос на углеродистую сталь в Европе и Северной Америке остается высоким, портфель заказов заполнен почти до конца 4 квартала 2021 года. При этом, за исключением некоторых единичных случаев, все компании ведут производство в обычном режиме. Цены остаются на прежнем уровне, и хотя разница между китайскими и европейскими ценами на сталь велика, отмена китайских налоговых льгот на экспорт, высокие транспортные расходы и торговые меры должны привести к тому, что рынки Европы и США не будут забиты китайскими поставками. Соблюдение принципов ESG в ближайшее время станет основным фактором конкуренции на рынке, где у всех его игроков есть шансы на то, чтобы вырваться в лидерство. При этом все компании выступают за переход на технологии EAF (дуговые сталеплавительные печи) и DRI (железо прямого восстановления). Исключением является ThyssenKrupp, которая по-прежнему намерена использовать доменные печи на производстве.
Основные выводы по горнодобывающей промышленности
Основные металлы: в среднесрочной перспективе ситуация с предложением алюминия по-прежнему останется проблематичной, учитывая намерения Китая ограничить его производство на уровне 45 млн тонн в год. Hydro и Rusal считают, что скорее всего эти намерения будут претворены в жизнь. Ввиду ожидающегося высокого спроса на электромобили, а также солнечную и ветровую энергию, остаются вопросы о том, кто будет вводить в строй новые производственные мощности. По мнению представителей компаний EN+/Rusal и NHY, западные низкоуглеродные технологии могут заполнить этот пробел и, следовательно, поддержать цены в будущем. Несмотря на то, что в следующем году мы скорее всего увидим увеличение предложения меди по мере ввода в эксплуатацию проектов, начатых до 2019 года, компания Anto считает, что ситуация на рынке будет оставаться напряженной, учитывая снижение содержания меди в руде и постоянный рост спроса.
Руды: железная руда оказалась в центре внимания после недавнего падения цен. По мнению специалистов Rio Tinto, политика Китая повлияла на конечный спрос на сталь, но при этом базовые показатели для железной руды остаются хорошими. Хотя в долгосрочной перспективе участники конференции считают переход от использования в производстве доменных печей к электродуговым печам и рост предложения сырья факторами риска, железная руда по-прежнему будет необходима для производства железа прямого восстановления или брикетированного железа (HBI). Rio Tinto активно ищет решения, как извлечь выгоду из перехода к «зеленой стали». Как и в случае с основными металлами, компании рассмотрели вопрос о росте затрат во втором полугодии 2021 года, который вызван тремя основными причинами: а) циклический рост затрат, изменения валютного курса, цен на сырье, дизельное топливо, сталь, резину и т.д., б) COVID (особенно это касается нехватки рабочей силы), и в) структурный рост постоянных затрат в результате переговоров о более высокой стоимости рабочей силы. Сейчас обсуждается, когда будет реализован Симанду, проект по добыче железной руды в Гвинее. Однако RT пока не уверена, будет ли он иметь экономический смысл из-за связанных с ним инфраструктурных и ESG-рисков. Уголь пока находится не в фокусе обсуждения.
Ситуация с предложением урана остаётся сложной, а цены на него недостаточно высоки, чтобы стимулировать строительство новых рудников. Недавний скачок цен на спотовом рынке является результатом того, что финансовые контрагенты убрали спотовые объемы и ужесточили рынок. Хотя Казатомпром ставит под сомнение устойчивость этого процесса, интерес к заключению контрактов высок, и этот интерес в конечном итоге станет движущей силой устойчивого роста цен. При этом пока резкого роста в количестве и объеме заключенных контрактов не наблюдается.
Сталь
Общий спрос на углеродистую сталь в Европе и Северной Америке остается высоким, а портфель заказов заполнен почти до конца 4 квартала 2021 года. Несмотря на начавшееся пополнение запасов, уровень складских запасов остается низким как в Европе, так и в Северной Америке.
С точки зрения предложения, за исключением некоторых перефутеровок, например на доменной печи 1 компании ThyssenKrupp (мощность 3,5 млн т/г) в период с июля по сентябрь 2021 года или технического обслуживания на SSAB Europe и Special Steel, все компании ведут производство в обычном режиме. Импорт увеличился, но все еще находится на уровне, не влияющем на общую динамику рынка.
Спрос на сталь особенно высок не только со стороны промышленности, но и со стороны потребительского сектора. Автопром продолжает страдать от дефицита полупроводников, поэтому на сталелитейных заводах единогласно считают этот сектор одним из самых слабых в настоящее время. Некоторые компании, такие как SSAB, Voe, ThyssenKrupp и ArcelorMittal, заявили, что они ожидают сохранения дефицита полупроводников до 2022 года. Сейчас в большинстве случаев объемы поставок были перенаправлены в другие отрасли. Сталелитейные заводы также ожидают, что в 2022 году произойдет восстановление объемов производства автомобилей.
Цены на сталь: цены находятся в стагнации, но пока предпосылок к снижению извне не наблюдается, несмотря на скачок цен на железную руду (в Европе, Северной и Южной Америке). В СНГ компании уже видят первые признаки давления на ценообразование. Контрактная цена на прокат для автоиндустрии в следующем году может существенно вырасти (около €400/т, по данным Voestalpine).
Китай: сталелитейные компании ожидают снижения чистого экспорта из Китая после отмены экспортных налоговых льгот и ужесточения экологических правил во второй половине 2021 года. Наблюдается большой разброс в ценах на сталь, но из-за высоких транспортных расходов и торговых мер поставки могут не дойти до рынков Европы и США.
ESG/«зеленая» сталь: судя по всему, рынок находится в условиях борьбы за лидерство при переходе к производству «зеленой» стали, поскольку все металлургические компании заявляют, что они опережают в этом своих конкурентов. Ряд компаний, таких как MT и SSAB, уже имеют государственную поддержку (до 50%) для инвестиций в технологию «зеленой» стали, а другие, в частности Thyssenkrupp, ожидают положительного ответа от ЕС на свои заявки в ближайшее время. Все они утверждают, что спрос на «зеленую» сталь пока превышает предложение, а премии покрывают повышенные затраты. Сохранится ли такая ситуация в среднесрочной и долгосрочной перспективе, зависит от принятых мер, таких как протекционистские меры и/или CBAM (Трансграничное углеродное регулирование) со стороны ЕС. Большинство компаний выбирают переход на технологии EAF и DRI, в то время как Thyssenkrupp Steel будет инвестировать в технологию, которая по-прежнему имеет в основе доменную печь.
Рынок алюминия – ограничение китайского предложения станет переломным моментом: Китай очень близок к установленной им максимальной производственной мощности в 45 млн тонн в год. Однако маловероятно, что китайские производители достигнут этой цели, поскольку такой уровень производства будет несовместим с обязательствами по декарбонизации. В краткосрочной перспективе некоторые мощности могут даже быть выведены из строя из-за выбросов угольных электростанций. Начиная с 2022 года все субсидии на тарифы на электроэнергию в Китае будут отменены.
В долгосрочной перспективе, когда рынок сосредоточится на глобальном привлечении новых поставок низкоуглеродистой продукции, производство может переместиться из таких регионов, как Китай, в западные страны, которые раньше других начали использовать возобновляемые источники энергии и низкоуглеродистый алюминий.
Зеленый алюминий – несмотря на то, что спрос и интерес к нему продолжают расти, премии за алюминий с низким содержанием углерода все еще трудно получить. Законодательство на стороне потребителя может способствовать получению премии. Первые соглашения с потребителями на производство алюминия на основе инертных анодов показывают, что технология продолжает развиваться, однако полномасштабное коммерческое внедрение скорее всего произойдет ближе к концу десятилетия из-за проблем с ценой и качеством – над повышением последнего все еще ведется работа.
Предложение на рынке глинозема все еще в значительной степени превышает спрос. Краткосрочные колебания могут быть вызваны ситуацией, подобной той, что сложилась в Гвинее, однако Китай по-прежнему располагает достаточным объемом нефтеперерабатывающих мощностей и не имеет четко установленного лимита на производство глинозема. Также имеет смысл расширить производство в Индонезии и Гвинее (хотя для этого потребуется терминал СПГ или газопровод).
Государственный переворот в Гвинее – работы по добыче бокситов продолжаются в обычном режиме, комендантский час отменен для горнодобывающих предприятий, а экспаты возвращаются в офисы после того, как им было приказано укрыться. Пришедшие после переворота к власти военные заявили, что будут соблюдать контракты с горнодобывающими компаниями и призывают их продолжать работу без перерывов. Однако между центральной властью и региональными правительствами по-прежнему существует напряжение. Если «Русал» прекратит поставки бокситов из Гвинеи, это будет иметь ощутимые последствия для рынка, поэтому риск все еще сохраняется.
Российское налогообложение в 2022 году – по-прежнему сохраняется неопределенность в отношении окончательной формы расширенного налогообложения для горнодобывающих компаний в 2022 году. Публичные комментарии Министерства промышленности и торговли говорят о том, что они склоняются к увеличению налога на добычу полезных ископаемых, а не к изменению экспортного тарифа. Объем налогообложения еще предстоит выяснить, однако, судя по комментариям, в Минпромторге не хотят перегружать горнодобывающие компании в случае падения цен на сырье.
Плановые проекты – первый этап запуска Тайшетского алюминиевого завода ожидается в этом году, а на полную мощность он выйдет к 2023 году.
Норникель
Налогообложение в России в 2022 году – окончательного решения пока нет, комментарии правительства в СМИ говорят о том, что они могут рассмотреть возможность замены экспортного налога увеличением налога на добычу полезных ископаемых. Структура предполагаемого налога на данный момент неясна.
Выделение высокоуглеродных активов/денежные потоки Норильска – точная структура выделяемых средств еще не определена, долг будет разделен на основе анализа, проведенного независимой третьей стороной. До сих пор не определено, в какую компанию перейдут денежные потоки из Норильска, но предварительные известно, что это будет компания, выбросы углерода от деятельности которой будут меньше.
Урегулирование спора с Росрыболовством – официальных документов от агентства не поступало, однако новостные издания предполагают, что регулятор желает достичь внесудебного урегулирования. В частности, Росрыболовство рассчитывает, что Норникель заплатит относительно небольшой штраф, а также осуществит компенсацию в «естественной форме», т.е. построит рыборазводные заводы, чтобы помочь восстановить популяцию молодой рыбы. Первоначальный иск был на сумму примерно в $805 млн, однако по мнению Норникеля эта сумма слишком высока. Такая сумма может указывать на то, что пострадало гораздо больше рыбы, чем предполагалось.
Прогноз производства – есть уверенность, что в 2022-2023 годах компания вернется к нормальному уровню производства, поскольку последствия затопления шахты будут к тому моменту преодолены. Не следует ожидать значительных изменений в объемах производства основных металлов в 2024-2025 годах, однако производство металлов платиновой группы должно увеличиться в связи с наращиванием мощности проекта Южного кластера. Выход на полную мощность проекта Южного кластера намечен на 2027 год, что позволит увеличить производство МПГ на 21-24 тонн.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.