Власть иллюзий. Российский и мировой рынок стали: 12-19 декабря 2021 г.
Итак, энергия в ряде регионов становится очень дорогим удовольствием. На прошлой неделе цены на природный газ в Евросоюзе подскочили до $1500 за 1 тыс. куб. м и выше. На какое-то время Европа вышла в ценовые лидеры, а в СМИ появилась новость о том, что некая компания повернула газовоз, идущий в Японию, к европейским берегам. Но буквально на следующий день сжиженный природный газ в Северо-Восточной Азии поднялся до более $1600 за 1 тыс. куб. м, и все вернулось на круги своя.
Вместе с газом по всему миру пошел вверх энергетический уголь. Тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в большинстве стран Евросоюза снова достигли 250-400 евро за МВт-ч. Причем пришло четкое понимание, что такая свистопляска будет продолжаться, как минимум, до весны.
Корпорация ArcelorMittal объявила о повышении базовых цен на сортовой прокат в Европе на100 евро за т, чтобы компенсировать возросшие затраты на электроэнергию. А в январе котировки могут быть подняты еще на 100 евро за т. Ряд мини-заводов в регионе вернулись к практике работы в ночную смену, когда тариф на электроэнергию минимальный. Бельгийская компания Nyrstar объявила о временном закрытии еще одного цинкового завода, на этот раз во Франции, где из-за технических неполадок были остановлены два атомных энергоблока.
Как отреагировала Европейская комиссия на новый газовый кризис?! Естественно, заявила о необходимости скорейшего отказа от использования природного газа, особенно, российского. В Брюсселе опять повторили октябрьские мантры о необходимости централизованных закупок газа от имени всего Евросоюза и создания общеевропейской сети газовых хранилищ, очевидно, тоже под централизованным контролем Еврокомиссии. Кроме того, было заявлено о необходимости прекращения действия всех долгосрочных контрактов на приобретение природного газа к 2049 г.
Правда, чтобы организовать централизованное снабжение импортным газом всего ЕС, Еврокомиссии следует ликвидировать такую ненужную вещь как суверенитет стран-членов, конфисковать газохранилища (впрочем, немалая их часть принадлежит «Газпрому» и его партнерам, так что эта идея пойдет на ура) и вложить солидную такую сумму в расширение европейской сети газопроводов и интерконнекторов. При том, что Еврокомиссия в настоящее время считает новые проекты газопроводов делом сугубо вредным и не нужным, так как страны ЕС к 2050 г. откажутся от «грязного» газа и перейдут на кристально чистый «зеленый» водород.
Между тем, в данный момент дела с замещением природного газа возобновляемыми источниками идут как-то не так, как надо. В Северном море опять начался штиль. В частности, в первую половину дня 17 декабря британские морские ветроэлектростанции совокупной установленной мощностью 15 ГВт выдавали... всего 0,66 ГВт, что составляло около 1,74% от общенациональной генерации. Газовые электростанции, к слову, обеспечивали в тот момент 59,5% выработки. А солнечные, которых, как ни странно, в Великобритании насчитывается более 14 ГВт, были на нуле из-за плохой пасмурной погоды.
Адепты секты борцов с глобальным потеплением на это отвечают, что нужно ставить не 15 ГВт, а 300 ГВт ветряных мощностей, чтобы даже в безветренную погоду они выдавали необходимые объемы электроэнергии. А другое время, когда ветер дует лучше, все эти установки можно перенацелить на питание электролизеров для выработки водорода. Идея по-своему логичная, вот только в какие бешеные триллионы обойдутся создание и эксплуатация такой многократно избыточной энергосети?!
Все это, может, было бы немного смешно, если бы не было так грустно. На самом деле, сверхвысокие цены на газ и энергию в Европе и Восточной Азии не сулят нам ничего хорошего. Увеличение затрат европейских и азиатских компаний трансформируется в рост цен в России на импортные, импортозамещающие, экспортные и любые другие товары. Так, например, вице-премьер Марат Хуснуллин на совете по стратегическому развитию и нацпроектам доложил президенту о росте цен на абсолютно все стройматериалы в 2021 г. на десятки процентов. Причем стройка отнюдь не представляет собой некое исключение из правил.
Центральный банк РФ, как водится, взял под козырек и мощно поднял ключевую процентную ставку сразу на 1 п.п., доведя ее до 8,5% годовых. И это еще, вероятно, не последнее повышение. В заявлении Центробанка дежурно говорится, что ставку поднимают в целях борьбы с инфляционными ожиданиями, однако в условиях нарастания инфляционных процессов по всему миру это похоже на попытку остановить танк, схватив его сзади за гусеницу.
В США потребительская инфляция по итогам ноября достигла максимального значения за последние 41 год. Правда, это только 6,8% годовых, но динамика вполне однозначная. Между тем, американский Конгресс снова повысил потолок государственного долга, доведя его до $31,4 трлн., а ФРС США на очередном заседании оставила без изменений свою ставку на уровне 0-0,5%.
Вот скажите, как с этим бороться?! Особенно, когда перед глазами — пример Турции, где Центральный банк, наоборот, понизил свою ключевую ставку на 1 п.п. Местная валюта и так снижалась, а после этого ей вообще конкретно поплохело. Если еще неделю назад за доллар давали немногим более 13,7 лиры, то на торгах 17 декабря курс достигал более 17 лир за доллар. Падение за неделю превысило 20%.
В то же время, следует отметить, что в западных странах инфляция сейчас больше наблюдается на потребительском рынке и в отпускных ценах предприятий, тогда как цены на ресурсы (кроме энергетических) расти перестали. На мировом рынке стали, например, в последние несколько недель происходит понижение.
В частности, стоимость горячекатаного проката во Вьетнаме опустилась до менее $800 за т CFR. Очевидно, в ближайшее время на этой отметке окажутся котировки на данную продукцию в Турции и странах Персидского залива. Поставщики из Индии, России, Украины, Китая продолжают сбавлять цены из-за слабого спроса. При этом российские меткомбинаты не без оснований опасаются, что на февраль им не удастся набрать нужного объема внешних заказов. Это может привести к избытку предложения горячекатаного проката в России и понижению цен как на саму листовую продукцию, так и на сварные трубы.
Заготовка в странах Ближнего Востока, в свою очередь, снижается по направлению к отметке $600 за т CFR. От дальнейшего падения ее удерживает, прежде всего, относительно высокая стоимость металлолома. Турецкие компании сейчас не могут платить за него дорого, но и экспортеры из Евросоюза и США не готовы продавать его дешево.
На рынок заготовки вернулся Китай! На прошлой неделе было зафиксировано несколько сделок. Правда, увы, при ценах порядка $600-620 за т CFR с поставкой из Ирана и Индонезии. С точки зрения российских компаний, это пока маловато.
Впрочем, обстановка на китайском рынке стали и в экономике в целом улучшилась. Власти КНР пока только заявляют о необходимости обеспечения стабильного развития, но местные специалисты уже ожидают принятия нового стимулирующего пакета после китайского Нового года и Олимпиады. Правда, в депрессивном состоянии останется сектор жилищного строительства, которому явно устраивают «мягкую» (или не совсем) посадку. Многострадальная компания Evergrande таки допустила дефолт по некоторым обязательствам, и теперь к ней в очередь выстраиваются кредиторы.
В российской стройке пока все в порядке. Особенный подъем в этом году наблюдается в секторе инфраструктурного строительства, но и жилищное не сильно отстает. Правда, после урезания программы льготной ипотеки в июле резко упало количество новых строек, но это отрасль почувствует не ранее второй половины будущего года. Пока что реализуются многочисленные проекты, которые запускались в конце 2020 г. и первом полугодии 2021-го.
Ряд компаний в Москве на прошлой неделе даже попробовали поднять цены на арматуру на споте, которые к тому времени оказались ниже заводских. Некоторые участники рынка называют это чистой спекуляцией, но продолжавшееся несколько недель падение остановить удалось. Правда, дальнейшее развитие событий во многом будут определять сбытовые структуры металлургических компаний. Для производителей сейчас важно обеспечить загрузку мощностей, а цена поэтому порой оказывается второстепенным вопросом.
В принципе, дефляция — явление вредное и неприятное. Но лишь в том случае, когда ее причина заключается в падении платежеспособного спроса. Именно этот процесс происходит сейчас на мировом рынке стали. На нынешнем российском основная проблема лежит, скорее, в избытке предложения из-за недостаточного объема внешних поставок. Внутренний же спрос обещает быть в ближайшие месяцы вполне приличным.
Безусловно, из-за очередного повышения процентных ставок страдает и будет страдать малый и средний бизнес. Но его интересами у нас начали жертвовать еще в 2014 г., и с того времени ничего не изменилось. В то же время, у российского государства есть деньги, и оно не стесняется их тратить, в частности, на инфраструктуру и поддержку крупных проектов. Да и от большого бизнеса ждут расширения инвестиций. Как заявлял, в частности, вице-премьер Андрей Белоусов, до 2024 года планируется заключить не менее тысячи СЗПК с общим объемом капиталовложения порядка 14 трлн руб. И это как раз будут реальные проекты, а не иллюзии!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2022 г. Ближайшая из них, "Региональная металлоторговля России", состоится в Сочи 10-11 февраля.
Журнал "Металлоснабжение и сбыт" приглашает ознакомиться с программой конференций 2022 года, подавать свои предложения и запланировать своё участие.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.