Туман войны. Российский и мировой рынок стали: 20-27 февраля 2022 г.
Рынок, скорее всего, ждут новые панические дни. На этой волне резко подскочат цены на все. Многие ничего не продают и не покупают. Котировки в прайс-листах или отсутствуют, или задраны вверх. Ориентиров еще нет. Все находится в состоянии расплава. И пока никто не скажет, что из него выкристаллизируется.
Риск запредельный. Ставки огромные. Издержки, в том числе, репутационные колоссальные. И самое худшее, что любые несостоявшиеся неприятности, которые, может быть, предполагалось предотвратить такой беспредельно высокой ценой, сегодня представляют собой абстракцию, призрак, нереализовавшуюся вероятность. А вот трагические последствия – есть. Это реальность, данная нам во всех отвратительных ощущениях.
В любом случае, все надо заканчивать максимально быстро. И на своих условиях. Это единственный способ не умножать уже понесенные и нанесенные потери. Хотя… аналогии с Зимней войной 1939-1940 гг. есть, и они не радуют.
В нынешней ситуации хочется быть пессимистом, который уныло констатирует, что все плохо и хуже уже не будет. По крайней мере, санкции, по большей части, уже известны. Среди них нет ограничений на поставки энергоносителей, алюминия, никеля, проката и других ресурсов. И теоретически их экспорт может продолжаться несмотря на объявленные финансовые барьеры. Другое дело, зачем продавать реальные товары за доллары или евро, за которые уже нельзя купить то, что нужно?!
Российское правительство свои ответные санкции пока не объявляло. На выходных делать это было бесполезно. О таких вещах следует сообщать в рабочие дни, когда проводятся биржевые торги.
Кстати, у России есть возможность своими контрсанкциями устроить полноценный глобальный экономический кризис. Или, если все тормоза будут сорваны и все красные кнопки нажаты, причинить огромный ущерб западному бизнесу. И это тоже надо учитывать.
Поэтому пока подождем оплакивать безвозвратно утраченные возможности для экспорта и импорта. В данный момент торговая блокада де-факто объявлена и действует. Она затрагивает и физическую доставку, и платежи. Но здесь надо дождаться завершения самой острой стадии кризиса, которую мы в данный момент, увы, переживаем.
Безусловно, отыграть назад уже ничего невозможно. Поэтому проблемы с импортом, особенно, из Европы и, в частности, оборудования возникнут нешуточные. Однако это ситуация из разряда: «ужас», а не «ужас-ужас-ужас!!!». При Союзе была такая милая организация КОКОМ – служба контроля над экспортом в соцстраны. Тогда тоже существовали запреты на высокотехнологичный импорт, но их научились обходить. Не массово, понятно. Так что, малый и средний бизнес, занимающийся импортными операциями, скорее всего, ждут тяжелые времена.
Впрочем, тут можно вспомнить шуточный «совет коммивояжера»: если попадете в самую глубокую дыру, не отчаивайтесь, а лучше оглядитесь по сторонам – здесь могут оказаться неразработанные залежи полезных ископаемых! Без шуток: в ближайшее время на российском рынке окажется масса свободных ниш, открытых для импортозамещения.
Причем деньги на подобные проекты, очевидно, найдутся и на достаточно неплохих условиях. Если государственное руководство готовилось к нынешней ситуации несколько месяцев, то наверняка должно было такие вещи предусмотреть.
Так или иначе, в российской экономике сейчас должно стать еще больше государства и больше централизованного планирования. Рыночные элементы в нынешних условиях, к сожалению, наиболее уязвимы и склонны к созданию хаоса.
Еще один важный момент. Самым главным и ценным ресурсом становятся даже не деньги, а люди с руками и мозгами – квалифицированные специалисты, инженеры, конструкторы, организаторы. По-видимому, это должно привести к дальнейшим изменениям на рынке труда.
Перспективы российского экспорта стали будут зависеть от многих факторов, которые пока что не определились. Ключевые моменты – платежи и логистика. Пока именно они являются основными препятствиями.
Европейский рынок с большой степенью вероятности будет в значительной степени потерян, но к тому и так уже шло. В апреле Еврокомиссия собиралась поднимать антидемпинговые пошлины на горячекатаный прокат «Северстали», а дальше намечалось введение их на российский прокат с покрытиями.
Отдельный вопрос – заводы российских компаний в Европе и США, получающие слябы с наших предприятий. Вот этот экспорт могут и не перекрывать. Хотя могут возникнуть проблемы с самими этими активами в целом.
Турция, Китай развивающиеся страны Восточной Азии, Африки, Латинской Америки – по-разному. Кое-где могут принципиально отказаться от приобретения российской продукции, хотя есть немалые шансы сохранить большую часть этих направлений. Собственно говоря, раньше компании из Ирана и ДНР тоже поставляли свою продукцию за рубеж несмотря на наличие достаточно жесткого санкционного режима.
Но вообще, существенное ограничение внешних поставок российского и, возможно, украинского проката – это большая бомба под мировой рынок стали. Обе страны входят в первую пятерку мировых экспортеров, и их выбытие из игры неизбежно приведет к скачку цен. Впрочем, теперь очень вероятным становится ускорение инфляционных процессов в мировой экономике в целом.
Для внутреннего российского рынка главной проблемой сейчас является паника и вызванные ею скачки цен и курсов. В то же время, существенного спада внутреннего потребления произойти не должно. Финансовая система должна выдержать удар, а стройка от импорта зависит относительно мало. В более отдаленном будущем, если все как-то устаканится, может произойти частичный разворот экспортных потоков внутрь страны.
Но это все – дело будущего. Пока что все заслоняет туман войны, из которого хотелось бы как можно скорее выйти. И тогда уже подсчитать потери и начать разбирать развалины.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Несмотря на все нынешние трудности, мы по-прежнему приглашаем получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями на выставках и конференциях, которые пройдут в 2022 г. В Москве 17-18 марта состоится конференция "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления", а Калининград 21-22 апреля примет конференцию "Нержавеющая сталь и российский рынок".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.