Оч-чень интересное время. Российский и мировой рынок стали: 20-27 октября 2024 г.

Оч-чень интересное время. Российский и мировой рынок стали: 20-27 октября 2024 г.
Неделя Металлов в Москве пройдет в интересное время — во всех смыслах, включая и тот, что вложен в старинную китайскую пословицу. В общем, участникам выставки «Металл-Экспо», которая состоится уже в 30-й раз, будет, что обсуждать.

Для начала коротко о саммите БРИКС, что прошел на прошлой неделе в Казани. На первый взгляд, это представительное международное собрание ограничилось разговорами и декларациями, пусть и затронуло, пожалуй, все животрепещущие мировые проблемы. Но на второй взгляд это событие сильно смахивает на здоровенный айсберг, у которого девять десятых объема спрятано под водой и не доступно наблюдению со стороны.

Можно сказать, в скрытности в делах и сдержанности в словах угадывается знакомый с начала 2000-х годов стиль. Все самое важное происходит тихо, постепенно и почти незаметно. Но айсберг уже определенно лег на курс пересечения с современным «Титаником».

Будут ли какие-то изменения с международными платежами и прочей экспортно-импортной деятельностью российских компаний? В ближайшей перспективе — определенно нет, а санкционное давление продолжит нарастать. Но обходные пути никуда не денутся. Большие деньги любят тишину. Им совершенно незачем поднимать шум. Чтобы создать реальную альтернативу нынешней международной финансовой системе, по-прежнему нужно время. Но заявки сделаны достаточно конкретные.

На мировом рынке стали окончательно сошел на нет импульс подъема в конце сентября — начале октября. Правительство Китая достаточно четко расставило приоритеты. Главным для него стало предотвращение банкротств крупнейших девелоперских компаний и сокращение массива непроданного жилья. Новых же строек не будет, потому что для этого нет никаких условий. Поэтому заметного роста металлопотребления в Китае не произойдет. Даже не факт, что удастся прекратить спад.

Китайские компании снова понижают экспортные котировки. Пока что они находятся выше безумно низкого сентябрьского уровня. Может быть, они смогут достигнуть стабилизации раньше, чем снова опустятся на это дно. Во всяком случае, производство стали в стране уменьшилось, избыток предложения уже не такой вопиющий.

Хотя в любом случае особых надежд на рост цен на мировом рынке нет. Экономика западных стран остается в депрессивном состоянии, спроса нет и не будет. На недавней конференции по листовому прокату, которую провело в Турции агентство Kallanish, заявлялось, что восстановления следует ждать не раньше второй половины 2025 г. Исходя из текущих тенденций, это еще достаточно оптимистично. Впрочем, обстановка порой меняется неожиданно и радикально. Это тоже надо учитывать. Любой прогноз верен только пока остаются в силе его предпосылки.

На заседании дирекции Банка России чуда не произошло. Его, впрочем, никто и не ждал. Было принято решение о повышении ставки еще на 2 п.п., до 21%. Причем через два месяца, в конце декабря, данный показатель может еще прибавить.

Говорить здесь что-то, пожалуй, лишнее. Все, что можно было сказать на эту тему, уже было сказано, причем неоднократно и с разных трибун. Экономика реагирует на новые условия и приспосабливается к ним. Причем, по-видимому, совсем не так, как считают в Центробанке.

Прежде всего, возникает впечатление, что там настолько перегнули палку, что необратимо сломали ее. Уже нет никакой разницы, на каком уровне находится ставка, — 21; 23 или 25%. Никакая нормальная экономика при инфляции в 9,5% в таких условиях работать не может, не будет и не станет.

Повышение ставки стало из антиинфляционного фактора проинфляционным. Теперь бизнес будет поднимать цены, чтобы инфляция догнала ставку. И это для него единственный выход из положения. Те, кто будут демпинговать, разорятся. Те, кто набрал кредитов в прошлом году, разорятся. Те, кто только жалуются на неблагоприятные условия, разорятся. Если ничего не изменится, мы увидим в 2025 г. большой передел. Кризис очистит рынок от тех, кто не смог в него вписаться на очередном крутом повороте.

При инфляции условно 20% и ставке 25% оставшиеся на рынке компании получат возможности для развития. Благо, на рынке труда появится достаточно широкий выбор специалистов. Если курс рубля не отправится в глухое пике (а вероятность такого варианта не так уж мала), для российских компаний подешевеет импорт. Правда, подобные гонки с Центробанком в итоге могут привести к сваливанию в гиперинфляцию. Альтернатива — дефляционный кризис по типу 2008 г. Как говорится, выбирайте и ни в чем себе не отказывайте!

Государство, очевидно, и дальше продолжит поддерживать приоритетные проекты и вкладывать средства в инфраструктуру. Хотя заметно, что денег на развитие у него уже стало меньше, так как все большие суммы приходится тратить на компенсацию процентной ставки. А в новых условиях станет еще меньше.

Наверное, это не совсем то, к чему стремится Банк России, проводя именно такую политику. Но это именно то, что он получит в итоге. Если сложную и комплексную проблему пытаются решать с помощью одного-единственного инструмента, притом негодного, то и получится всякая... э-э-э... нехорошая ситуация. Жаль, что финансисты — не ученые. Иначе на каких-нибудь белых крысах потренировались, что ли...

Для металлургической промышленности это означает необходимость весьма серьезных перемен при любом развитии событий. Во-первых, еще есть маленькая вероятность в изменении денежно-кредитной политики по понятно чьей инициативе. Главная проблема здесь заключается в том, что совершенно не ясно, на что ее менять, и абсолютно не известно, кто этим будет заниматься. Альтернативной-то команды в Центробанке нет! Кроме того, при ослаблении гаек есть неиллюзорный шанс таки свалиться в гиперинфляцию — Турция не даст соврать.

Во-вторых, продолжение текущей политики ведет к двум вариантам. Один из них — это дефляционный шок, которого, по-видимому, и добивается Центробанк. Падение экономики, дальнейшее сильное сужение металлопотребления, резкое уменьшение инфляции. В этом случае прогноз Банка России о ставке 17-20% в 2025 г. идет в топку. Снижать ее надо будет быстрее и раньше. Индикатором перехода на эту линию могут стать массовые банкротства и обвал цен в секторе В2В.

Другой вариант — это повышение инфляции в ответ на подъем ставок. Цены постоянно растут, догоняя ставки. Бизнес, с одной стороны, может снова привлекать кредиты, но, с другой, спрос падает, особенно, на потребительском рынке. Тоже, в общем-то, ничего хорошего и абсолютно никаких перспектив, кроме гипера и кризиса.

Для металлотрейдеров в итоге вариантов нет. Надо либо надеяться, что к кому-то вернется здравый смысл (ну-у-у... может быть), либо поднимать цены наперегонки с затратами. Для металлургов абсолютным приоритетом становится экспорт, потому что внутреннее потребление в любом случае будет снижаться в ближайшие месяцы. Первоочередной задачей и для них становится прекращение демпинга, хотя, наверное, некоторые предпочтут решать сегодняшие проблемы, игнорируя завтрашние. А завтра в итоге когда-нибудь наступит. И точно на кого-нибудь.

В общем, нас ждет насыщенное, интересное и весьма напряженное время. Ведь кризис — это всегда новые возможности. А если уж попал в совсем уж глубокую дыру, оглянись по сторонам — может, тут найдутся неразработанные полезные ископаемые!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в деловой программе 30-й Международной промышленной выставки "Металл-Экспо 2024", которая состоится в Москве с 29 октября по 1 ноября. Перед ее началом в 27-й раз будет проведена конференция "Российский рынок металлов".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 565

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter