Развитие инновационного вагоностроения: проблемы и пути решения

Состоялся деловой семинар «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованный журналом РЖД-Партнер. В мероприятии принял участие исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов, выступивший с докладом на тему «Развитие инновационного вагоностроения: проблемы и пути решения». В докладе в том числе сообщалось, что к настоящему времени парк инновационных вагонов составляет почти 209 тысяч единиц или 17% от всего эксплуатируемого парка. При этом отмечалось, что такие вагоны перевозят на 12 млн тонн груза в год больше, чем типовые; а в сегменте полувагонов уровень производства подвижного состава с осевой нагрузкой 25 тс в 2021 году составлял 94%, иначе говоря, рынок завершил «переход на инновацию».

Несмотря на прекращение субсидирования покупателей вагонов с осевой нагрузкой 25 тс в 2019 году и изменение специальных тарифных схем в 2021, уровень производства инновационных вагонов в этих периодах составлял чуть больше 45% от общего объёма выпуска, а до начала перебоя с поставками подшипников на 2022 год был подтвержденный заказ на производство 33 тысяч инновационных вагонов.
В докладе также затрагивался вопрос о сущности специальных тарифных схем – не как скидки в прямом ее понимании, а перераспределения дополнительной прибыли ОАО «РЖД», полученной в результате экономии ряда затрат, в пользу собственника грузового вагона. Такая мера эффективна для стимулирования приобретения инновационных вагонов, поскольку направлена на повышение мотивации именно собственника вагона.

При этом докладчиком отмечается, что отмена специальных тарифных схем на порожний пробег и их замена на скидку на груженый пробег, прошедшая в 2021 году, мотивирует грузоотправителей и операторов вагонов подавать под погрузку подвижной состав с увеличенной грузоподъемностью, но не оказывает прямого влияния на собственников парков вагонов.

Новости по теме

В части эффективности инновационных вагонов доклад содержал информацию о качественной разнице в таких основных показателях как количество ремонтов и их стоимость. Так, в первые 16 лет типовой вагон пройдет 7 ремонтов, в то время как вагон с нагрузкой 25 тс зайдет всего в один деповской ремонт, в результате чего затраты на ремонт будут меньше в 4,8 раза.

Дополнительно отмечается эффективность таких вагонов для экономии на «окнах» либо для отправки большей массы груза, поскольку тем же количеством вагонов (в поезде 71 условный вагон) перевозится до 390 тонн груза больше, чем типовыми вагонами.

В своем докладе Евгений Семенов еще раз подчеркнул, что полный переход на производство вагонов с осевой нагрузкой 25 и 27 тс никогда не подразумевался и не предлагается к реализации. Очевидно, что не для всех типов вагонов такие нагрузки актуальны и будут использоваться полностью: производство вагонов на тележках 23,5 тс предполагается сохранить. Однако, к тележкам должны предъявляться повышенные требования в части обеспечения увеличенного межремонтного пробега и повышенной надежности узлов, что позволит улучшить эффективность работы грузового вагона, поскольку уменьшится число отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР).

При этом, учитывая массовость парка подвижного состава с осевыми нагрузками 25 тс, предлагается термин «инновационный» в отношении таких вагонов не использовать, а заменить его на «вагоны с улучшенными характеристиками». А вот задача по определению облика «инновации 2.0» – задача сегодняшнего дня.

Такая работа будет связана прежде всего с необходимостью реализации поручений Президента и Правительства РФ по разработке и внедрению стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками (июнь 2021 г.). В этой работе непосредственное участие принимает Союз «Объединение вагоностроителей», на который возложено ведение разработки части стандартов.

В ходе проводимых заседаний Комиссии по грузовому вагоностроению Союза обсуждаются различные варианты установки критериев инновационности. Тут есть предложения и по отдельным критериям, и по необходимости разработки отдельной Методики.

Новости по теме

В своем докладе Евгений Семенов также рассказал о различных достижениях отечественных вагоностроителей, составляющих фундамент для движения вперед. При этом, большая часть разработок нацелена на увеличение пропускных способностей магистральной инфраструктуры железных дорог.

Доклад был посвящен также вопросам существующих барьеров при внедрении перспективных образцов техники в промышленную эксплуатацию. Так, одним из крупнейших барьеров является отсутствие должного уровня взаимодействия производителей грузовых вагонов с разработчиками, проектировщиками и владельцами портовой инфраструктуры, а также грузоотправителями. Поскольку техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, погрузочных и разгрузочных устройств терминалов зачастую не позволяет применять современные вагоны и другие новые виды техники ни сейчас, ни в ближайшей перспективе.

Докладчик обратил внимание участников семинара на необходимость создания Правительственной рабочей группы по формированию облика грузовых вагонов серии «инновации 2.0» и последующей разработки Комплексного плана внедрения таких вагонов в эксплуатацию для повышения эффективности железнодорожных перевозок с выработкой рекомендаций для владельца инфраструктуры, портов, грузополучателей и грузоотправителей по модернизации своей базы для обеспечения совместимости применяемых погрузочно-разгрузочных устройств и разгружаемых вагонов.

В заключении Евгений Семенов помимо повышения качества взаимодействия участников рынка отметил также важность донесения до владельцев портовой инфраструктуры, грузополучателей и грузоотправителей необходимость инвестирования средств в обновление собственных площадок, а также обратил внимание на целесообразность возвращения к установке специальных тарифных схем на порожний пробег в отношении вагонов, доказавших свою эффективность, как для оператора, так и для владельца инфраструктуры ОАО «РЖД».

При этом, по словам докладчика, очевидно, что ближайшая перспектива будет сосредоточена на выпуске вагонов с осевой нагрузкой 25 тс, однако, необходимо уже сейчас создавать инфраструктуру, нацеленную на совместимость с будущими проектами.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 168

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter