Доля транспортных расходов металлургов через ДВ порты выросла с 6-8% до 40%
"Рентабельность в металлургии сейчас составляет 2-3%, поэтому вопросы стоимости транспортировки выходят на первый план", - отметил представитель Минпромторга России в приветственном слове участникам конференции «Транспорт и металлургия - 2022», которая открылась сегодня в Москве по инициативе журнала "Металлы Евразии" и Ассоциации "Русская сталь". Поиск оптимальных решений по перевозке металлургических грузов в новых условиях - задача нетривиальная.
Исполнительный директор Ассоциации "Русская сталь" Алексей Сентюрин представил доклад о современном состоянии отрасли. По его словам, потребление металлопроката на внутреннем рынке по итогам первого полугодия 2022 года снизилось на 2%, экспорт упал на 15%, импорт - на 30%.
В рамках стратегической сессии представители металлургического комплекса и транспортной инфраструктуры обсудили весь комплекс актуальных проблем. А их накопилось немало.
На Европу и Северную Америку приходилось 47% экспорта российской металлопродукции. Переориентация на менее маржинальные азиатские рынки, где от российских поставщиков требуют дисконт в 20%, пока не может заместить эти объемы. В некоторые месяцы этого года экспортные продажи имеют отрицательную рентабельность.
К этому прибавляются сложности с финансовой логистикой: взаиморасчеты осложнены из-за санкций.
Дружественные страны, опасаясь вторичных санкций, занимают нейтральную позицию.
Зависимость от импортного металлургического оборудования составляет минимум 45%.
В 2022 году на 18,6% вырос тариф на перевозку металлов от РЖД с двумя индексациями. В 2023 году предусмотрена дальнейшая индексация.
Параллельно фрахт вырос в 2-2,5 раза, да и судна для перевозки найти практически невозможно: сузился рынок торгового флота. России необходим собственный флот. Иначе рост стоимости логистики и санкционное давление отрезает российских металлургов от оставшихся рынков.
В целом, с учетом новых тарифов на перевозку и увеличения протяженности транспортного плеча доля транспортных расходов металлургов выросла с 6-8% до 40%.
Выступая на конференции «Транспорт и металлургия - 2022», заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил снижение перевозок металлопродукции и металлолома по итогам 9 месяцев 2022 года на 10-16%, соответственно.
Лидер по падению - Северо-Западный регион, где грузоперевозки сократились на 29%. Даже на популярном Юге, куда направлено 9 млн т металлов, произошло падение на 8% по сравнению с 9 месяцами предыдущего года. И только на Дальнем Востоке наблюдается рост - на 11%: в общем 4,7 млн т металлов за 9 месяцев перевезено через Дальний Восток. Экспорт в основном движется через порты и погранпереходы Приморского края. Для металлургических комбинатов из средней части России это сверхдальние перевозки.
Вопросы транспортной логистики при внутренних и экспортных поставках будут также одной из главных тем для обсуждения металлургов с партнерами в период работы выставки "Металл-Экспо'2022" (ЦВК "Экспоцентр", 8-11 ноября)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.