Ирина Казовская: «Алюминиевая отрасль - базис для построения экономики замкнутого цикла»

Ирина Казовская: «Алюминиевая отрасль - базис для построения экономики замкнутого цикла»

В мае Правительство РФ утвердило План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Одним из ключевых пунктов этого документа является подготовка и реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах — от транспортной инфраструктуры и жилищного строительства до объектов здравоохранения и образования. О том, что уже реализовано в этом направлении и какие шаги необходимо будет сделать в ближайшие месяцы, в интервью изданию «Про Металл» рассказала председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская.

— Ирина Сергеевна, с какими основными вызовами сталкивается сегодня алюминиевая отрасль?

— Россия занимает второе место по объёмам производства первичного алюминия после Китая. Сейчас это 4 млн тонн в год, или 5,6% мирового производства. При этом только четверть этого объёма потребляется на внутреннем рынке. Это связано как с недостаточными мощностями высоких переделов, так и с низким уровнем внутреннего спроса. А ведь применение алюминия обеспечивает технологическую независимость страны. Сегодня важно определить проекты, которые являются ключевыми для обеспечения технологического суверенитета, а также номенклатуру, которую можем производить в стране.

Существенная проблема — это отсутствие «культуры потребления» алюминия и перерабатывающих мощностей. Особенно остро вопрос встал в связи с ростом заказов на новые виды продукции. Как никогда ранее мы стали ощущать нехватку перерабатывающих мощностей, необходимых, чтобы обеспечить спрос на новую алюминиевую продукцию. Развитие алюминиевой отрасли тормозит и дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро ощущается нехватка компетенций по сварке и литью алюминия. Решить эту проблему позволит запуск национального проекта подготовки кадров для инновационных отраслей.

Новости по теме

— Что сегодня происходит со спросом на внутреннем рынке и как изменился состав главных потребителей алюминия в стране?

— Наибольшее потребление обеспечивают строительная отрасль, энергетика и упаковочный бизнес. В 2023 году спрос внутри страны значительно вырос и даже обогнал уровень 2021 года, однако производство алюминиевых продуктов так до конца и не восстановилось, что связано с выпавшими объёмами экспортных поставок продукции высоких переделов. Состав главных потребителей не изменился, можно говорить только о некотором изменении в номенклатуре выпускаемой продукции, что связано со снижением экспортных поставок и потребностью в импортозамещении в машиностроительных отраслях.

— Получается, что потенциал внутреннего спроса далеко не исчерпан?

— Согласно стратегическим целям Алюминиевой ассоциации, потребление крылатого металла на внутреннем рынке должно вырасти более чем на 400–500 тыс. тонн и составить 1,5 млн тонн ежегодно к 2026 году. В показателях на душу населения это составит около 10 кг в год, приблизившись к постоянно растущему среднемировому значению. Путь достижения этой цели — развитие высокотехнологичных производств внутри страны во всех алюмопотребляющих отраслях. В рамках этой деятельности наша ассоциация, объединяющая 130 перерабатывающих компаний, на долю которых приходится более 70% продукции высоких переделов, уже реализует целый ряд проектов по развитию потребления алюминия в стране.

— Можете назвать конкретные примеры из разных сфер потребления?

— В автопроме это — локализация производств литых компонентов, легкосплавных колёс, развитие двигателестроения, в стройиндустрии — алюминизация жилищного строительства, развитие городской, причальной и дорожной инфраструктуры (мостокомплекты, мосты по нацпроекту «Безопасные качественные автодороги» и первый автомост, который сейчас на финальной стадии), локализация производства теплиц, замещение импорта стройматериалов и конструкций, дорожную инфраструктуру - энергетике — развитие энергосетей, внедрение новых видов кабелей, в тяжёлом и транспортном машиностроении — новые типы грузовых вагонов (хоппер, цистерна, танк-контейнер), пассажирские вагоны для скоростных магистралей и метро, производство авиационных компонентов, развитие судостроения. Кроме того, есть проекты, направленные на производство алюминиевых товаров народного потребления — это и замещение импорта посуды и радиаторов, и развитие рынка банок, туб и баллонов, и популяризация упаковки на основе фольги.

— Где могут быть точки роста для алюминиевой отрасли?

— Точки роста — это новые производственные мощности и спрос. Ключевой задачей по-прежнему остаётся развитие глубокой переработки алюминия, расширение использования высокотехнологичной алюминиевой продукции. Напомню, что с 2013 года благодаря внутренней программе развития спроса в России на алюминиевую продукцию высоких переделов производство изделий из отечественного первичного и вторичного лёгкого металла выросло почти на 45%. И что важно — доля отечественного первичного алюминия, перерабатываемого производителями на внутреннем рынке, за этот период увеличилась с 17% до 30%.

Читать полностью на ПРО Металл

Источник: ПРО Металл
Просмотров: 128

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter