Темпы роста парка вагонов и их стоимость в 2025 году снизятся
Такой прогноз дают эксперты транспортного комплекса на проходящей сегодня в Москве по инициативе издания «РЖД-Партнер» конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии». К настоящему моменту парк подвижного состава достиг 1 млн 365 тыс. вагонов. Это абсолютный рекорд. Порядка 18% парка приходится на улучшенные инновационные вагоны с нагрузкой 25 тс. Однако стоимость инновационного вагона перевалила за 7 млн руб., что делает его практически не окупаемым. Во всяком случае, окупаемым не в горизонте 3-5 лет, как это было раньше, а в горизонте 20 лет+. К тому же, говорят железнодорожники, инфраструктура БАМа прошлого века отнюдь не рассчитана на такую нагрузку на ось!
Две главные проблемы констатируют участники логистического рынка: высокий оборот вагонов и снижение погрузки на сети РЖД. Устойчивое снижение погрузки отмечается с осени 2023 года. Грузы уходят с сети РЖД, усиливается конкуренция с другими видами транспорта. Ожидающаяся индексация тарифов РЖД на грузоперевозки только подстегнет этот процесс.
Все дело в том, что сейчас средняя скорость движения грузовых вагонов составляет примерно 12 км в час. Это в три раза меньше, чем во времена МПС СССР, хотя тогда по сети РЖД перевозилось свыше 4 млрд т грузов, а сейчас - 1, 4 млрд т. Сейчас автотранспорт почему-то выигрывает конкуренцию за грузы у РЖД даже тогда, когда везет на расстояние свыше 2 тыс. км, хотя он эффективен по нормальным экономическим условиям только на расстоянии в 500 км. Такие перекосы.
Еще один вывод: потолок ставок аренды на вагоны был достигнут этим летом, в дальнейшем доходность операторов будет сокращаться и дальше.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.