Проблемные зоны при реализации инвестпроектов в горно-металлургическом комплексе
О текущих проблемах при реализации инвестиционных проектов в горно-металлургическом секторе журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал Андрей Грачев, старший вице-президент компании МетПромСтрой.
Андрей Александрович, ваша компания является ведущим ЕРС-подрядчиком в России в части реализации новых крупных металлургических и горно-обогатительных производств. Как вы оцениваете текущее состояние отрасли в этом направлении?
Будет правильным разделить инвестиционные проекты на два блока:
· проекты поддержания мощностей — это текущие плановые ремонты и небольшие модернизации с бюджетом до нескольких миллиардов рублей;
· проекты технологического развития — крупные инвестиционные проекты с бюджетом от 20 млрд руб., на которых, к слову, и специализируется наша компания, реализуя их комплексно — от предпроектных проработок, поставок оборудования, строительства и пусконаладки до ввода в эксплуатацию.
Первый блок проектов компании осуществляют при любых рыночных условиях, так как они имеют плановую периодичность и необходимы для поддержания текущего производства. Как правило, заказчики реализуют их собственными силами и практически всегда за счет собственных средств. При этом для проведения крупных ремонтов, особенно с частичной модернизацией (например, ремонты доменных печей 1-2 разрядов, плавильных агрегатов и т.д.), привлекаются сторонние подрядчики, и в некоторых таких проектах мы участвуем.
Второй блок проектов в нынешних условиях реализуется менее активно и весьма осторожно. Да, значительное количество предпроектных проработок, технико-экономических обоснований и др. многие заказчики выполняют с участием МетПромСтроя, но в стадию активной реализации переходит, по нашей практике, всего два-три проекта из 25—30, которые прорабатываются на предпроектной стадии.
Причин этому несколько, но на текущий момент существуют две основные проблемы, из-за которых тормозится реализация больших проектов:
· снижение рентабельности и прибыли металлургических компаний ввиду сокращения объемов производства и продаж, повышения стоимости обслуживания ранее взятых кредитов, прогнозируемый на среднесрочный период высокий уровень ключевой ставки Центробанка РФ, а также низкий курс рубля;
· рост в течение всего периода строительства стоимости оборудования, строительных материалов и конструкций, монтажных и пусконаладочных работ, услуг, в том числе транспортных, страхования и т.д., являющихся ключевыми элементами бюджетов проектов.
К сожалению, это новая реальность, в которой нам придется работать в ближайшие несколько лет.
Исключения из этой тенденции, конечно, есть. Это проекты, которые поддерживает Правительство РФ как приоритетные, в том числе в части импортозамещения, и предоставляет им различные меры государственной поддержки по разным программам (специальные инвестиционные контракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, кластерная инвестиционная платформа и др.). К сожалению, не все наши потенциальные заказчики (металлургические и горно-обогатительные предприятия) соответствуют жестким критериям отбора на получение господдержки при реализации проектов развития, реконструкции и технического перевооружения.
Также хотелось бы выделить проекты, запросы на проработку которых в адрес МетПромСтроя превалируют в последнее время. В частности, это проекты, направленные на реконструкцию сильно изношенных и устаревших коксовых батарей на российских и зарубежных металлургических предприятиях, а также проекты по строительству установок для производства металлизованных окатышей и горячебрикетированного железа, которые сегодня либо реализуются некоторыми крупными металлургическими предприятиями, либо активно планируются к реализации, в том числе из-за ожидаемого значительного снижения вредных выбросов. Это мы приветствуем, поскольку в процессе работы над ними получат импульс для развития инженерная школа проектирования, а также технологии изготовления оборудования данных агрегатов на российских заводах. Мы сегодня принимаем участие в нескольких таких проектах.
На смену европейским поставщикам основного технологического оборудования, ушедшим с российского рынка, пришли китайские, индийские и другие машиностроительные компании. Удалось ли преодолеть сложности работы с новыми поставщиками оборудования?
Это очень актуальный вопрос. Действительно, за десятилетия сотрудничества с европейскими машиностроительными компаниями мы достигли практически полного взаимопонимания в части соблюдения российских норм и стандартов проектирования, изготовления, сертификации и доставки оборудования в нашу страну.
МетПромСтрой за последние пять лет спроектировал, построил и запустил в эксплуатацию два крупных металлургических завода и более пяти средних металлургических и горно-обогатительных производств совместно с ведущими итальянскими, немецкими и австрийскими компаниями, поэтому мы знаем об этом не понаслышке.
Сегодня мы реализуем несколько крупных инвестиционных проектов с нашими китайскими партнерами — машиностроительными компаниями: два проекта в части сталеплавильного передела и два — в прокатном производстве. Общий объем оборудования, закупленного на текущий момент в КНР по этим проектам, превышает 60 тыс. т.
Любой проект начинается с инжиниринга основного оборудования, на основании которого выполняется проектная и рабочая документация, необходимая для строительства завода. От скорости получения качественного инжиниринга, выполненного в соответствии с российскими нормами, напрямую зависит график строительства и, соответственно, начало эксплуатации предприятия.
Общеизвестно, что каждый день отсрочки завершения проекта и отсутствие производства товарной продукции, связанное с увеличением сроков строительства, оборачиваются для заказчиков убытками в десятки миллионов рублей, поэтому вопросы скорейшего получения базового и детального инжиниринга и сокращения сроков строительства крайне актуальны.
В случае с китайскими производителями мы видим необходимость адаптации их инжиниринга с обязательным сопровождением работы нашими специалистами, что требует присутствия инженеров МетПромСтроя в Китае, а китайских специалистов — в нашем офисе и на площадке строительства.
Более того, на наших проектах мы сопровождаем процесс изготовления, контрольных сборок и предотгрузочных инспекций на заводах-изготовителях в Китае. В ситуациях, когда поставщики оборудования изменяют исходные данные для проектирования, нам приходится несколько раз корректировать те или иные комплекты рабочей документации, но это неизбежная часть работы. Для организации оперативного взаимодействия с поставщиками основного технологического оборудования (от этапа разработки инжиниринга с последующей адаптацией к российским нормам до этапа сопровождения изготовления и предотгрузочных инспекций оборудования) мы открыли несколько офисов нашей компании в КНР.
В целом могу сказать, что китайское оборудование ведущих машиностроительных компаний (при качественном их отборе и четкой фиксации в контракте требований к оборудованию с дальнейшим пошаговым контролем его исполнения) по качеству изготовления не уступает европейским поставщикам.
Но, кроме технических, есть сложности, связанные с продолжающимися санкционными условиями. Мы вместе с заказчиками продолжаем работать и искать пути решения этих проблем.
Возвращаясь к реализации проектов: почему, по вашему мнению, абсолютное большинство проектов выполняются со срывом сроков и увеличением бюджета проекта? Какие системные проблемы существуют, и почему так происходит?
Это отдельная тема, достойная многочасового интервью. Но если вкратце, то есть три основные проблемы:
· отсутствие у многих заказчиков понимания в полном смысле методологии проектного управления сложными технологическими проектами. Организация, планирование и комплексная реализация сложных проектов — это отдельное направление, в котором должны работать профессионалы (проектировщики, эксплуатационники, поставщики оборудования и строители), причем одновременно с самого начала и вместе. Также радует, что на уровне Правительства РФ и Минстроя России видят эту проблему и работают над повышением компетенций заказчиков в данном направлении. Тем не менее в металлургии есть компании, которые смогли сохранить или заново создать школу проектного управления. В первую очередь это относится к таким компаниям, как ЕВРАЗ, Северсталь, Норникель, Полюс Золото и Еврохим;
· недостаточно глубокая проработка предпроектных решений, неверная стартовая оценка бюджета и сроков, отсутствие понимания, как параллельно вести проектирование и строительство зданий и инфраструктуры во взаимосвязке с изготовлением основного технологического оборудования, а также (что не менее важно) управление стоимостью (бюджетом) проекта в течение его полного жизненного цикла. Очень часто происходит так, что бюджет утверждали на одних проектных и технических решениях, но в дальнейшем решения менялись, однако бюджет проекта при этом не пересматривался. Это приводило к тому, что на середине проекта финансирование заканчивалось. Такая ситуация вызвана отсутствием системной актуализации бюджета строительства проекта на всех стадиях проектирования, что опять-таки является частью методологии проектного управления крупными инвестиционными проектами;
· некачественная подготовка контракта на поставку основного технологического оборудования, являющегося ядром будущего производства. От правильности и проработанности такого контракта и от умения управлять им зависит график реализации проекта. Главной проблемой здесь являются «белые пятна» в объеме поставки, которые зачастую вскрываются уже на этапе монтажа оборудования, когда невозможно без срыва сроков запуска предприятия быстро принять необходимые управленческие решения.
Читать интервью полностью в февральском номере журнала «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.