Кризисы и антикризисы. Российский и мировой рынок стали: 26 января — 2 февраля 2025 г.
Трудностей сейчас и в самом деле хватает. По данным Минпромторга, в 2024 г. выплавка стали в России сократилась на 6,5% по сравнению с предыдущим годом, а производство готового проката — на 7,5%.
Ассоциация «Русская сталь» оценивает спад видимого потребления в 2024 г. в 5,6%, однако в четвертом квартале он достиг целых 14,4%! Хотя здесь, безусловно, надо учитывать сокращение избыточных складских запасов в конце года, результат более чем тревожный. При этом, в строительстве использование стальной продукции уменьшилось в прошлом году на 6%, а в топливно-энергетическом комплексе — сразу на 10,2%. На 2025 г. прогнозируется спад потребления еще на 5%, и это еще и весьма оптимистичная оценка.
Кроме того, «Русская сталь» указывает, что в 2024 г. российский экспорт стали снизился на 7,9% по сравнению с предыдущим годом несмотря на некоторый рост в четвертом квартале. По сравнению с 2021 г. падение составило немногим более трети или около 11 млн. т за три года.
Вопрос о невостребованности российского промышленного потенциала в металлургической отрасли становится просто вопиющим. Между тем, ряд компаний планируют завершить в 2025-2026 гг. ряд крупных проектов по созданию новых мощностей по производству рельсов, фасонного проката, бесшовных и сварных труб.
Даже крупные вертикально интегрированные металлургические группы столкнулись со снижением доходов и прибылей. Существенно хуже обстоят дела у мини-заводов, а производители сварных труб и металлоторговые компании вообще находятся под угрозой убытков.
Цены на стальную продукцию на российском рынке продолжают идти вниз. В конце января очередное дно пробили трубы. Некоторые компании в Москве установили предложения по определенным позициям в прайс-листах на уровне 50 тыс. руб. за т. При этом, трубники оказывают давление на меткомбинаты, требуя дальнейшего удешевления горячекатаных рулонов. Только арматура немного прибавила, но за это надо говорить «Спасибо!» Деду Морозу, который этой зимой решил навестить какие-то другие края и освободил нас от своего присутствия.
Таким образом, главную проблему российской металлургической отрасли можно охарактеризовать так: металла производится много, а продавать его некому!
Какие антикризисные шаги можно сделать для ее решения? В первом приближении, если оказался нарушен баланс, надо его подправить. Сократить объем предложения или увеличить спрос внутри страны и/или за рубежом.
Первый вариант предусматривает остановку предприятий. Временную или посредством банкротства. Потому как просто сокращение производства металлургические компании уже осуществили, но это проблему полностью не решило. В принципе, это и есть традиционный метод выхода из кризиса. Он очищает рынок от слабых и невезучих, а остальные получают возможность для последующего роста.
Собственно, именно на это направлена политика Центрального банка по подъему ключевой ставки. Там никогда не скрывали, что хотят видеть увеличение безработицы и падение среднего уровня загрузки производственных мощностей. По мнению банковских стратегов, это позволит сократить спрос и создать условия для снижения цен и, соответственно, инфляции. Без массовых банкротств достичь этих целей невозможно.
Вообще-то, чтобы реализовать подобный сценарий, достаточно не делать ничего. Запас прочности у российского бизнеса большой, но не бесконечный. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) прогнозирует начало процесса банкротств в реальном секторе уже во втором квартале текущего года.
Правда, это, наверное, не совсем то решение, которое хотели бы видеть правительство, бизнес, да и сам Центральный банк. У него слишком много неприятных побочных явлений. К тому же, не факт, что оно принесет достижение желанной цели — уменьшения инфляции. Как говорится, дефолтный вариант, реализуемый по умолчанию, - не самый лучший.
Какие могут быть альтернативные способы, предусматривающие не падение объемов предложения, а увеличение спроса? Самый быстрый вариант — расширение экспорта.
На круглом столе уже звучали предложения о снижении логистических затрат российских компаний на внешних направлениях. Однако это опасный путь, так как может быть расценен как предоставление государственных субсидий. А это — риск введения компенсационных пошлин на российскую продукцию, причем, как правило, навсегда.
Впрочем, улучшение логистики — это правильный путь. Проблема это действительно очень актуальная. Ее можно разделить на две части. Первая — это работа РЖД и портов, о которой сложно сказать добрые слова. Вторая — санкции, которые не так просто обходить.
Вообще, возникает впечатление, что критическая инфраструктура — электросети, железные дороги, трубопроводы — должны работать по каким-то иным экономическим законам. От состояния этих коммуникаций зависит работа всей страны. Может, хотя бы на тот период, когда возникла жизненная необходимость расширения железнодорожной и энергетической сети, не стоит покрывать все затраты только за счет повышения тарифов? Не для таких ли случаев существует Фонд национального благосостояния, например?
Однако вернемся пока к экспорту, чтобы окончательно закрыть эту тему. В текущей ситуации на мировом рынке существенно его увеличить проблематично. Слишком много конкурентов, слишком низкий спрос. Разве что, если после Нового года по китайскому календарю начнется оживление в Китае, цены поднимутся, а у российских экспортеров появятся новые шансы.
Правда, у Китая появились новые проблемы. Президент США Дональд Трамп все-таки обложил весь импорт из КНР дополнительной пошлиной в размере 10%. А заодно установил 25%-ную пошлину на импорт из Канады и Мексики. Исключение было сделано только для канадских энергоносителей. Для них пошлина составила 10%. Кроме того, американский лидер заявил, что ему Евросоюз что-то не нравится, и пригрозил обложить и европейцев пошлинами по полной программе.
Эти шаги вызвали большое бурление и кипение в "опошлиненных" странах. Все выходные пули так и летали над головами. Только сапогами разве что не бросались. Канада и Мексика угрожают ответными мерами. Китай собирается жаловаться во Всемирную лигу сексуальных реформ, то есть, конечно же, ВТО, и тоже заявил, что даст решительный и жесткий ответ.
Так или иначе, американская администрация вступила в конфликт со своими крупнейшими торговыми партнерами. Если брать рынок стали, то из 26,17 млн. т готового проката и полуфабрикатов, ввезенных в США в 2024 г., на долю Канады и Мексики в совокупности пришлось 9,14 млн. т или 35,1%. Еще 14,8% поступило из стран ЕС и немногим менее 1,8% - из Китая. При этом Канада и Мексика, в свою очередь, являются крупнейшими покупателями американской стальной продукции.
На прошлой неделе американские металлургические компании уже начали поднимать котировки на листовой прокат. И то ли еще будет! Если пошлины окажутся долгосрочным феноменом, на мировом рынке стали (и далеко не только на нем) произойдет весьма существенное переформатирование торговых потоков. При этом велика вероятность экономического спада и в США, и в других странах, что втянутся в торговые войны. Тогда цены на прокат и другие ресурсы могут упасть.
В общем, экспорт для российских производителей стали - это сейчас не очень надежно. Остается рост внутреннего потребления. Как в 2023 г., когда он здорово выручил металлургов. Но для этого нужны деньги, деньги, и... да, ресурсы. Особенно, кадровые. Как утверждает Центральный банк, дефицит квалифицированных специалистов — это и есть главный ограничитель для российской экономики. Но без массовых банкротств или демобилизации действующей армии эту проблему не решить.
Уточним: не решить быстро. При большом желании можно составить перечень наиболее востребованных специальностей, создать учебные центры, заключить договора с потенциальными работодателями, разработать реально действующую систему стимулов для получения новых квалификаций, поставить вопрос об обеспечении мобильности рабочей силы за счет массового недорогого арендного жилья... В общем, сделать что-то можно. И кто-то делает, да. Но на своем локальном уровне, чисто для себя.
Все прочее — запуск новых инфраструктурных проектов, социальное строительство, льготные кредиты промышленникам, целенаправленное снижение затрат на импорт оборудования и материалов и т. д. - упирается в деньги. Каковых у государства в данный момент не так уж много. Во всяком случае, Минфин решительно воспротивился идее уменьшения акциза на жидкую сталь, хотя речь идет о каких-то 1,1 тыс. руб. за т.
Итак, у государства лишних денег нет, а у бизнеса — как правило, нет возможности привлекать заемные средства из-за дороговизны кредитов. При этом Центральный банк уже не может взять и просто так снизить ключевую ставку на несколько процентных пунктов. Возможно, его текущая кредитно-денежная политика лишь разгоняет инфляцию из-за увеличения затрат, но отказ от нее будет способствовать ее росту без всяких «возможно». По крайней мере, бизнес, получивший возможность дышать, радостно поднимет цены, чтобы повысить ухнувшую вниз рентабельность.
Борьба с инфляцией требует комплексных, медленных и непростых решений. Центральный банк говорит о сдержанном росте спроса, но сейчас впору говорить о падении спроса. Тем не менее, судя по данным Росстата, инфляция продолжает расти. Поэтому, возможно, следует искать выход в сокращении издержек. Как минимум, в тех областях, на которые может воздействовать государство. А это тарифы на услуги «естественных монополий», налоги, регулирование. Но это не сегодня, сейчас приоритеты другие.
Как известно, лучший метод противовоздушной обороны — это свои танки на вражеских аэродромах. Оказывается, это и лучший антикризисный метод для решения нынешних экономических проблем. А пока приходиться обращаться к народной мудрости: «Терпение и труд все перетрут!».
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в текущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.