Россия занимает первое место по количеству поставленных на экспорт истребителей
По оценке ЦАМТО, Россия уверенно занимает первое место по количеству поставленных на экспорт новых многофункциональных истребителей в 2009-2012 гг. и имеет хорошие шансы сохранить свое лидерство по ожидаемым поставкам в ближнесрочной перспективе (2013-2016 гг.).
За 8-летний период (2009-2016 гг.) количество поставленных и планируемых к поставке новых российских многоцелевых истребителей, по данным ЦАМТО, составляет 372 машины на сумму около $17,1 млрд (в расчет включены поставки новых истребителей и лицензионные программы).
В первый 4-летний период (2009-2012 гг.) на экспорт было поставлено 224 новых машины на сумму около $9 млрд, во втором 4-летнем периоде (2013-2016 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 148 истребителей на сумму $8,1 млрд.
Россия является лидером в этом сегменте рынка по количественному параметру в обоих 4-летних периодах (причем по второму периоду пока условно, поскольку ряд ожидаемых контрактов с поставкой в расчетный период еще не заключен). По стоимостному параметру Россия занимает второе место после США по периоду 2009-2012 гг., в 2013-2016 гг. и в целом за период 2009-2016 гг.
Для сравнения: второе место по количественному параметру по периоду 2009-2016 гг. с небольшим отставанием от России занимают США (329 истребителей на сумму $31,1 млрд). Далее следуют Китай – третье место (187 истребителей на сумму $3,7 млрд), Великобритания – четвертое место (84 истребителя на сумму $12,1 млрд – на счет Великобритании, как головного контрактанта, отнесены экспортные поставки истребителей «Тайфун» консорциума «Еврофайтер» в третьи страны), Швеция – пятое место (33 истребителя на сумму $2,1 млрд). Франция пока занимает шестое место, поскольку в рассматриваемый период планируются только начальные поставки по потенциальному контракту с Индией на истребители «Рафаль» (первые 18 машин).
По категории «тендеры», которые пока не завершены, в 2015-2016 гг. планируется поставка (в случае соблюдения графика подведения итогов, определения победителей и реализации начальных поставок) 53 истребителей на ориентировочную сумму $4,87 млрд.
В целом общемировой экспорт новых многофункциональных истребителей в 2009-2012 гг. составил 559 машин на сумму $32,55 млрд, прогнозируемый объем экспорта (по расчетным данным на текущий момент) в 2013-2016 гг. составляет 517 машин на сумму $40,75 млрд, а в целом за период 2009-2016 гг. – 1076 машин на сумму около $73,3 млрд.
Представленный прогноз ЦАМТО, безусловно, является ориентировочным, поскольку по всем ведущим поставщикам, в том числе по России, возможны переносы поставок (относительно заявленных графиков) по уже заключенным контрактам, тем более на текущий момент как сугубо оценочные можно рассматривать приблизительные сроки поставок по заявленным намерениям или еще незавершенным тендерам (это касается всех стран-поставщиков).
В частности, в прогноз по России на период 2013-2016 гг. включены ожидаемые начальные поставки по потенциальному контракту с Китаем на 24 Су-35, а также поставка очередной партии 12 Су-30МК2 по новому контракту с Вьетнамом (ожидаемый срок поставки – 2014-2015 гг.). Возможная сделка с Венесуэлой на поставку 24 Су-30 (Су-35) в расчет перспективных закупок на ближайшую перспективу не включена (программа с Каракасом на официальном уровне обсуждается давно, видимых продвижений нет, новый кредит под эту закупку Каракас вряд ли получит).
Кроме того, в зачет планируемых поставок России включен контракт на поставку Сирии 24 истребителей МиГ-29М/М2 (ситуация как в самой САР, так и вокруг нее чрезвычайно напряженная, что может повлиять на реализацию этого контракта). В расчете учтена планируемая поставки Сербии 6 истребителей МиГ-29М2 (контракт также пока не заключен, решается вопрос о выделении Белграду российского кредита).
То есть России еще предстоит выполнить большую работу, чтобы фактически подтвердить свое лидерство в предстоящие 4 года.
По отдельным компаниям-производителям многоцелевых истребителей первое место по количественному параметру по периоду 2009-2016 гг. занимают российские производители истребителей «Су» (подсчет проведен суммарно по АХК «Сухой» и НПК «Иркут») – 277 машин на сумму около $13 млрд, второе место занимает «Локхид Мартин» – 232 машины на сумму $18,89 млрд, третье место – «Ченгду» (187 машин на сумму около $3,7 млрд). Места с 4-го и далее по количественному параметру по периоду 2009-2016 гг. занимают «Боинг» – 97 машин ($12,22 млрд, следует отметить, что «Боинг» имеет очень крупный контракт с Саудовской Аравией, поставки по которому лишь частично входят в рассматриваемый период), РСК «МиГ» – 95 машин ($4,11 млрд), «Еврофайтер» – 84 машины (%12,09 млрд), СААБ – 33 машины ($2,1 млрд) и «Дассо» – 18 машин на сумму $2,36 млрд (расчет из общей стоимости ожидаемого контракта с ВВС Индии на поставку истребителей «Рафаль»).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.