Местами — облачно. Российский и мировой рынок стали: 6-13 сентября 2020 г.
Одной из основных причин возникновения такого феномена стало снижение курса рубля в последние месяцы. По сравнению с докризисным уровнем отечественная валюта подешевела почти на 20%, что, конечно, поддержало экспортеров, но сильно сдвинуло вверх пресловутый экспортный паритет.
Сейчас российские металлургические компании настаивают на повышении котировок в октябре, однако это противоречит рыночной логике. Спрос на стальную продукцию пока что достаточно высокий, но в четвертом квартале он так или иначе ослабнет под действием естественных сезонных факторов.
Металлурги основывают свои действия на увеличении стоимости стальной продукции за рубежом. Действительно, за последние полтора месяца экспортные котировки на российский горячекатаный прокат поднялись на 20% и впервые с весны прошлого года превысили отметку $500 за т FOB. Заготовка лишь слегка подорожала после августовского застоя, но этого хватило, чтобы ее стоимость достигла максимального уровня с начала текущего года.
Однако будет ли продолжение у этого роста? Во второй половине августа и в начале сентября весь мировой рынок стали резво шел вверх. Но к настоящему времени обстановка стала более контрастной. Где-то рост продолжается, где-то произошло торможение, а где-то цены пошли вспять.
Пока все хорошо и прекрасно в западных странах. В Евросоюзе только за последние две недели горячекатаный прокат подорожал на 25-35 евро за т, а продукция с более высокой добавленной стоимостью — еще больше.
Металлургические компании рассчитывают в ближайшие две-три недели довести базовые цены на г/к до 500 евро за т EXW и имеют для этого основания. Видимое потребление проката в регионе остается существенно ниже прошлогоднего, но отставание сократилось. Пошли заказы от промышленников и строительного сектора, а местные дистрибьюторы после длительного перерыва приступили к пополнению складских запасов. Еще быстрее поднимаются котировки на листовой прокат в США.
Тем не менее, этот подъем вряд ли будет продолжительным. Положение в экономике западных стран, бесспорно, улучшилось по сравнению с провальным вторым кварталом, но остается еще достаточно сложным. Об этом, в частности, сигнализирует падение цен на нефть. Еще в конце августа биржевые котировки на сорт «брент» превышали $45 за баррель, сейчас они балансируют на отметке $40 за баррель, потеряв более 10% всего за декаду.
Отчасти удешевление нефти вызвано тем, что ее экспортеры начали слишком быстро восстанавливать добычу, ослабляя ограничения. Но решающую роль играет недостаточный спрос. Биржевые аналитики опасаются, что рост заражения коронавирусом в США, Индии, Великобритании, других странах приведет к введению новых карантинных мер. Конечно, они не будут такими жесткими и массовыми, как в апреле-мае текущего года, но свое негативное воздействие на потребительскую и инвестиционную активность, без сомнения, окажут.
В Турции приостановился рост цен на металлолом. Его стоимость достигла $300 за т CFR в первых числах сентября, но пока не в состоянии оторваться от этой отметки. При этом турецкие металлурги не принимают дальнейшего подорожания, опасаясь, что им не удастся продолжить повышение котировок на арматуру внутри страны и на экспорте. Впрочем, не исключено, что они просто собираются с силами и смогут выйти на новые высоты ближе к концу сентября.
По-разному развивается ситуация в азиатских странах. В Индии и Вьетнаме активизировался внутренний спрос. Вследствие этого индийские компании взвинчивают внутренние и экспортные цены на прокат, а также сокращают объемы внешних поставок. Во Вьетнаме импортный горячекатаный прокат подскочил до $535-540 за т CFR. Но этому повышению может положить конец внезапный спад в Китае.
Стоимость арматуры и листового проката на китайском рынке находится сейчас на минимальных отметках за последние два месяца. Местные компании резко сократили импорт заготовки и практически отказались от зарубежных горячекатаных рулонов. В последние дни подешевела, хотя и не очень сильно, железная руда. Китайский фактор начинает оказывать влияние на весь азиатский рынок, направляя его в сторону понижения?
Что же случилось в Китае, который еще совсем недавно находился на подъеме и вел за собой другие страны? На первый взгляд, никаких существенных перемен там не произошло. По данным местной статистики, в августе продолжился рост продаж легковых и грузовых автомобилей, а также строительной техники. Причем по таким позициям как грузовики и экскаваторы текущие показатели превышают прошлогодние на десятки процентов.
По отзывам местных аналитиков, реальные успехи, достигнутые экономикой страны в последние месяцы, вскружили голову участникам рынка. Ожидалось, что уже в начале сентября спрос на стальную продукцию пойдет в рост, достигнув совершенно беспрецедентных значений. Однако пока что этого не наблюдается. Развитие идет достаточно плавно, без «больших скачков». Скорее, власти озаботились тем, чтобы избежать перегрева рынка, особенно, в строительном секторе, а также вспомнили об экологии, заставив промышленников в ряде городских округов северо-востока страны сбавить обороты.
Возможно, негативное влияние на участников китайского рынка оказали данные о стагнации и даже небольшом снижении национального товарного экспорта. Правительство страны открыто предупреждает производителей, что рассчитывать на рост зарубежных продаж в обозримом будущем не приходится, а значит, приоритет должен отдаваться внутренним поставкам. В то же время все понимают, что такой поворот лицом к национальному потребителю будет весьма болезненным. За восемь месяцев 2020 г. китайские компании заработали на экспорте около 11 трлн. юаней ($1,6 трлн.), и даже частично заместить их внутренними продажами не просто.
Так или иначе, видимый спрос на стальную продукцию в Китае снизился, что и привело к падению цен. Правда, аналитики консалтинговой компании Mysteel оптимистично считают, что во второй половине сентября рост возобновится, но котировки, по-видимому, так и не смогут побить августовские рекорды. А без китайской поддержки будет сложно брать новые высоты и азиатскому рынку в целом.
В то же время, проблема разрыва между внутренними и экспортными котировками, скорее всего, сохранит актуальность на российском рынке. Видимое потребление стальной продукции в нашей стране в целом вернулось на прошлогодний уровень, а в некоторых секторах (оцинкованная сталь, арматура, профильные трубы) опережает его. Но приближение холодного времени года неминуемо заморозит рост цен.
Пожалуй, оптимальным выходом из создавшейся ситуации было бы укрепление рубля хотя бы на 5-8% по сравнению с текущим уровнем. Тогда проблема с несвоевременным и неоправданным повышением рублевых котировок решилась бы сама собой. Но это пока что, по-видимому, не в наших силах.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.