Овес нынче дорог... Российский и мировой рынок стали: 15-22 ноября 2020 г.
И рост на этом не останавливается. ArcelorMittal в ЕС объявляет о повышении базовых цен на г/к до 600 евро за т EXW. Российские экспортеры примериваются к $575 за т FOB при поставках в Турцию.
Для самих металлургов это хорошо, конечно. А для внутреннего рынка — страшно. Потому что экспортный паритет при таких раскладах улетает к 52 тыс. руб. за т с НДС. Впору молить: «Рубль, вернись хотя бы к 65 за доллар, я все прощу!» Даже нефть, и та доползла почти до $45 за баррель.
Что происходит, черт побери?! Откуда этот пир во время ковида?! Почему рынки пришли в такое возбуждение, хотя ничего такого сверхъестественного в мире за последнюю пару недель не произошло?!
Сейчас в деловой прессе и бизнес-кругах обсуждают недавно вышедшую из печати книгу «The Great Demographic Reversal», которую написали некие Чарльз Гудхарт и Манодж Прадхан, ранее работавшие в американском инвестиционном банке Morgan Stanley. По их мнению, вброс триллионов долларов и евро в рамках борьбы с коронавирусом приведет к тому, что эти деньги, которые сейчас служат для надувания пузырей на фондовой бирже, так или иначе просочатся в реальный сектор и спровоцируют там рост инфляции до 5-10% уже к 2021 г.
Причем данный фактор будет в известной степени положительным, так как будет способствовать уменьшению глобального долга. По прогнозу американского Института международных финансов, его объем к концу текущего года достигнет $277 трлн., что соответствует 365% от глобального ВВП. Из них, к слову, $196,3 трлн. по данным на 1 октября 2020 г. приходился на западные страны (432% от их совокупного ВВП).
Выплатить такие долги не под силу никому, а вот обесценить с помощью инфляции очень даже можно, особенно, если продолжать политику сверхнизких процентных ставок. В то же время, процесс надстраивания мировой долговой пирамиды, по мнению Гудхарта и Прадхана, приостановится, что будет сопровождаться массовыми банкротствами и дефолтами. Сильно пострадают и те, кто ранее вкладывал деньги в обесценившиеся долговые бумаги... если, конечно, не обзаведутся надежной силовой крышей.
Если данная концепция верна, то нас ждет снижение стоимости основных мировых валют по отношению к... товарам, больше нечему. То есть грядет повышение цен на ресурсы — нефть, металлы, сельскохозяйственное сырье. Ежели рубль при этом сохранит хотя бы нынешнее курсовое соотношение, российская экономика от этого только выиграет. Особенно, если все обойдется без больших видимых потрясений.
Российские долги относительно невелики, в государственных валютных запасах доля «токсичных» бумаг невелика, финансовая система, спасибо санкциям, сравнительно слабо связана с западными странами, так что для нас расклад очень даже неплохой. Только реализуется ли он так скоро, большой вопрос. Вот прокол биржевых пузырей или долговой кризис в ближайшие год-два выглядят более вероятными.
Однако все равно остается вопрос: если не мировая инфляция, что же вызвало такой резкий и повсеместный подъем цен на стальную продукцию, и как долго он будет продолжаться? Представляется, что к подобному развитию событий привело удачное для металлургов сочетание нескольких факторов. Можно сказать, звезды так сошлись.
Лидерами нынешнего подъема выступают несколько стран. Само собой, в их число входит Китай. Экономика там летит вперед на всех оборотах. Государство, борясь с коронавирусом, резко увеличило в этом году финансирование инфраструктурных проектов, нарастило строительство, выдало триллионы юаней кредитов компаниям реального сектора.
По данным статистики, в Китае сейчас растет спрос на все — недвижимость, автомобили, бытовую технику, грузовики, экскаваторы... Одним словом, в отличие от Европы и США, ковидные деньги там изначально пошли в народное хозяйство, что и вызвало беспрецедентное расширение платежеспособного спроса, а также рекордный рост потребления ресурсов, включая стальную продукцию, и рост цен на них.
В ноябре к этому добавились ожидания приближающейся зимы, которая, по прогнозам метеорологов, будет холодной и снежной. Поэтому китайские строители буквально перешли на работу в три смены, чтобы успеть сделать как можно больше до морозов, пока деньги дают, а конечные потребители проката в других отраслях приступили к пополнению запасов, чтобы не остаться с пустыми складами посреди зимы, когда транспорт занимается перевозками угля.
Вот цены на прокат в Китае и вышли на пиковые уровни начала августа, когда на местном рынке наблюдался точно такой же ажиотаж. Одновременно взлетела железная руда. Здесь китайский спрос наложился на временное сокращение поставок из Бразилии и Австралии.
Немаловажную роль сыграл и такой фактор как укрепление юаня до самого высокого уровня за два с половиной года. Благодаря этому китайские компании не слишком чувствительны к подъему долларовых котировок на импортную железную руду, а сами отправляют стальную продукцию на экспорт по весьма высоким ценам.
Представляется, что с началом холодов в Китае рынок придет в норму, а стоимость сырья и стальной продукции отступит. Арматура и горячекатаный прокат на споте уже превысили 4000 юаней за т ($539 без НДС по нынешнему курсу), а это пик, на котором цены обычно долго не держатся.
Итак, Китай — одна из важных составляющих текущего скачка на мировом рынке стали. Следующими источниками этого роста следует назвать Вьетнам, Индию и Турцию. В первой половине ноября все они демонстрировали высокий спрос на стальную продукцию. При этом Вьетнам сам по себе очень бурно развивается, повторяя путь Китая, только с задержкой лет на 15-20. А в Индии имеет место быть восстановительный рост после сильнейшего провала во втором квартале. Там во всю мощь действует эффект отложенного спроса.
Турция на их фоне производит впечатление спринтера. Там случилось почти 10%-е повышение курса национальной валюты менее чем за неделю, что для этой страны является, без преувеличения, чудом невиданным. Похоже, местные потребители не слишком верят, что лира удержится надолго, и всеми силами скупают стальную продукцию в запас, пока она снова не подорожала. Сейчас российские производители горячекатаного проката совершенно правильно сконцентрировались на турецком рынке, спеша ковать железо, не отходя от кассы. Вряд ли такой ажиотаж с подъемом цен более чем на 15% за три недели продлится там долго.
В Европе и США листовой прокат продолжает идти вверх по тем же причинам, что и раньше. Автомобилестроители наращивают видимое потребление после простоев, а в условиях ограниченного объема предложения это приводит к вымыванию продукции со спотового рынка. Нечто подобное, хотя и в более легкой форме, происходит в России. Только у нас прокат уходит не на автозаводы, а на экспорт.
Причем засада в том, что восполнить дефицит за счет импорта западным странам нельзя. У американцев стальные тарифы, а в ЕС действуют квартальные квоты. Причем против Турции, крупнейшего поставщика горячекатаного проката, скорее всего, будут введены ретроспективные антидемпинговые пошлины.
Сейчас американские и европейские компании принимают заказы на февраль-апрель и взвинчивают цены на лист. Причем, что характерно, арматура в США уже несколько месяцев сохраняет стабильность, а в Евросоюзе даже немного подешевела в этом месяце. А это говорит о том, что подъем имеет искусственный характер. Закончится действие эффекта отложенного спроса в автомобилестроении, и покатятся цены вниз. Скорее всего, это произойдет в первом квартале будущего года.
Безусловно, подъем на мировом рынке стали еще какое-то время будет продолжаться, а еще какое-то время цены продержатся на высоком уровне просто по инерции. А там, глядишь, и весна наступит с ее сезонным ростом. Поэтому резкое падение в обозримом будущем, пожалуй, маловероятно, хотя без некоторого понижения в декабре-январе, по-видимому, не обойдется.
В то же время, для российских металлотрейдеров текущая обстановка складывается неблагоприятно. Начинается зима, когда спрос естественным образом падает. И хотя в той же стройке высокий сезон в этом году оказался сильно сдвинутым вперед, против природы, как говорится, не попрешь. Между тем, заводские цены растут, а экспортный паритет вообще уходит ввысь в какие-то невероятные дали.
Чтобы снять эти противоречия и разрешить конфликт, необходимо либо понижение экспортных котировок на горячекатаный прокат и заготовку хотя бы на 10-15%, или повышение курса рубля на ту же величину. Первое произойти в принципе может, но не скоро. Второе в обозримом будущем маловероятно. Остается только поднимать цены на споте, что, понятное дело, не просто. Но и выжидать до бесконечности тоже не получится.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.