Рыночная шизофрения. Российский и мировой рынок стали: 14-21 марта 2021 г.
В западных странах подъем цен на стальную продукцию идет с неослабевающей скоростью. В Евросоюзе корпорация ArcelorMittal объявила очередное повышение. Теперь она предлагает горячекатаный прокат по 850 евро за т EXW за базу. В Турции местные металлургические компании взвинтили котировки на данную продукцию до более $900 за т, а в США некоторые производители рассчитывают на скорый подъем до $1500 за т.
При этом прокат буквально отрывают с руками. Та же ArcelorMittal заключает сделки на сентябрь, а контракты на продукцию с более высокой добавленной стоимостью предусматривают поставку уже в четвертом квартале текущего года. Европейские сервисные металлоцентры жалуются на то, что им уже несколько месяцев не удается восстановить складские запасы. Прокат разбирают быстрее, чем успевают придти новые партии с метзаводов.
Причиной такого невероятного роста, достигшего рубежей 2008 г., а то и установившего новые рекорды, специалисты называют «перепотребление». Правительства многих стран мира, борясь с последствиями коронавируса, забрасывают свои экономики деньгами в беспрецедентных масштабах. США, например, за последний год довели этот показатель до $6,4 трлн., включая недавно одобренный Конгрессом новый пакет в $1,9 трлн. Японцы запустили ряд программ более чем на $2,8 трлн. Китайцы обошлись немногим более $500 млрд., зато направили их в реальный сектор. Вообще, только полные нищеброды не поддержали свое хозяйство хотя бы парой десятков миллиардов в долларовом эквиваленте.
При этом, в ходе карантинов была в значительной мере выбита сфера услуг. А деньги, не потраченные на туризм, развлечения и общепит, были израсходованы, например, на покупку товаров. Китай, чьи компании, в основном, и выполняют западные заказы, показал по итогам первых двух месяцев 2021 г. фантастические темпы роста производства бытовой техники. Так, выпуск телевизоров прибавил более 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а кондиционеров — более 70%, до 29,4 млн. штук!
Не удивительно, что китайский рынок стали тоже растет как на дрожжах. По сравнению с январем-февралем 2020 г. объем выплавки увеличился на 12,9%, производство готового проката — на 23,6%, включая двойной счет, арматуры — на 19%. Конечно, здесь надо учитывать эффект низкой базы, так как именно в феврале прошлого года Китай был тотально закрыт на карантин. Тем не менее, в абсолютном значении все эти показатели значительно превышают докризисный 2019 г.
Для доставки товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии в США и Европу не хватает судов. Тарифы на фрахт взлетели и, по мнению специалистов, не уменьшатся, как минимум, до июня. Тем не менее, весь этот потребительский бум в последнее время все больше воспринимается как странный и необоснованный.
Дело в том, что во многих западных странах по-прежнему действуют карантинные ограничения. И в ближайшем будущем они отменены не будут. Именно под влиянием осознания этого факта упали на прошлой неделе цены на нефть. Эксперты, пересмотрев свои прежние прогнозы, скорректировали их в сторону снижения видимого потребления. Из-за дефицита полупроводниковых микросхем сократилось производство автомобилей, да и спрос на них оставляет желать много лучшего. В Европе, Турции, странах Юго-Восточной Азии наблюдается спад в строительной отрасли.
Отражение этих тенденций мы видим на рынке сортового проката, где особого роста как раз не наблюдается. Наоборот, в последнюю неделю его стоимость уменьшалась, причем, главным образом, по причине низкого спроса. Дешевеет металлолом в Турции и Восточной Азии. То он был постоянно в дефиците, а сейчас лома на рынке оказалось слишком много. Или это покупателей стало мало?!
Откуда же тогда берется повышенный спрос на стальную продукцию?! Может, на рынке строятся воздушные замки, в основе которых лежат исключительно надежды на скорое возвращение к «нормальной» жизни?! Западные политики наперебой обещают, что уже к середине текущего года проблема коронавируса будет решена благодаря массовой вакцинации. А что, если они ошибаются?!
На самом деле, именно после завершения эпидемии начнется все самое интересное. Во многих странах за последний год фактически создалась новая экономическая модель. Деньги в ней берутся из воздуха и заливаются в наполовину парализованную экономику, позволяя прокручивать там все механизмы.
Это напоминает один из рассказов Станислава Лема, в котором потребительский рынок, рухнувший из-за массовой безработицы, «спасают» роботы, скупающие все не находящие сбыт товары. Как оказалось, люди справляются ничуть не хуже. Деньги и в той истории можно было раздать напрямую ишачам...
В связи с этим возникает вопрос: а смогут ли западные страны вообще отказаться от постоянной финансовой подпитки экономики и населения после отмены карантинных ограничений?! Смогут ли после более чем годичной паузы восстановиться такие сектора как туризм, международные авиаперевозки, индустрия развлечений, традиционная розничная торговля? Что тогда станет со спросом на ресурсы, включая стальную продукцию?
Руководство американской ФРС заявляет, что базовая процентная ставка будет находиться на нулевом уровне, по меньшей мере, до 2023 г. Не намек ли это на преемственность нынешней политики? При этом ФРС предсказывает для США кучу приятных вещей — снижение безработицы, высокие темпы экономического роста и т. п. Все хорошо, прекрасная маркиза, не так ли?!
В общем, скорее всего, рост на мировом рынке листового проката в ближайшее время продолжится — к радости отечественных меткомбинатов, взвинтивших экспортные котировки на горячекатаную продукцию почти до $850 за т FOB (а может, уже и без всякого «почти»). Однако, пожалуй, следует внимательно смотреть по сторонам и наблюдать за развитием событий. Что-то подсказывает, что во втором квартале нас ждет немало сюрпризов — в основном, неприятных.
Если ФРС США готова оставить нулевые процентные ставки на два года, то российский Центробанк таки поднял свою на 0,25 п.п., до 4,5%. Как говорится, ни о чем. На курс рубля это не повлияло никак, а доступность банковского финансирования для некрупного бизнеса как была крайне проблематичной, так и останется.
Однако в целом это нехороший сигнал. С одной стороны, можно понять логику Центробанка РФ. Инфляция в России увеличилась и даже сейчас ключевая ставка остается де-факто отрицательной. Но, с другой стороны, удорожание кредитных ресурсов усиливает дисбаланс в российской экономике. Ведь наша инфляция - это не инфляция спроса, а чистая инфляция издержек, причем, в основном, импортированная из-за рубежа. Центробанк РФ влиять на нее не может, а вот еще сильнее увеличить затраты отечественных компаний и создать новые помехи экономическому росту - вполне.
Так или иначе, инфляционные процессы продолжаются. Российскому рынку листового проката нужно готовится к новому повышению цен. Горячекатаный уже по семьдесят, причем это ниже текущего экспортного паритета. А вслед за металлургами увеличивают стоимость своей продукции трубники, металлообрабатывающие компании и дальше по цепочке.
Пока сложно оценить, насколько сильно упадет спрос на прокат в России из-за этих высоких цен. Но нет сомнений в том, что спад этот произойдет и, более того, отразится на всей экономике. Правительство пытается его компенсировать за счет увеличения инвестиций в инфраструктурные проекты и стимулирования капиталовложений крупных государственных и частных корпораций. Однако привязка российской экономики ко все более шизофренической мировой становится для нас тяжелыми гирями на ногах.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2021 г. Следующая конференция "Нержавеющая сталь и российский рынок", состоится в Волгограде 22-23 апреля.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.