Климатическая повестка для российской металлургии
Российским металлургическим компаниям в ближайшие годы придется заниматься декарбонизацией и сокращением выбросов углекислого газа. Как экспортерам стальной продукции они вынуждены подстраиваться под новые правила, складывающиеся в западных странах, да и в России заявлено о достижении углеродной нейтральности к 2060 г.
В ближайшее время в правительстве будет разработана Стратегия низкоуглеродного развития российской экономики, составной частью которой должна стать политика металлургических компаний по снижению выбросов углекислого газа – сначала до 2030 г., а затем и на более отдаленный период.
Правительство выступает за скорейшую подготовку сценариев декарбонизации российской металлургической отрасли, но это несколько расходится с позицией самих металлургов и представляющей их интересы Ассоциации «Русская сталь». Как отметил ее исполнительный директор Алексей Сентюрин, снижение выбросов углекислого газа – сложная и комплексная проблема, требующая взвешенного решения.
Чтобы разработать стратегию декарбонизации для всей отрасли, необходимо проанализировать лучшие мировые практики. Все мероприятия по снижению выбросов убыточны для металлургических предприятий, значит, необходимо поставить вопрос о государственной поддержке, как это делается в западных странах.
Наконец, климатическая политика в металлургии базируется на технологиях, которые существуют, в лучшем случае, на опытном уровне. Еще не известно, сможет ли вообще быть обеспечено снабжение металлургических предприятий надежной и дешевой возобновляемой энергией, удастся ли создать водородную инфраструктуру, можно ли вообще осуществлять в промышленных масштабах улавливание и захоронение природного газа. Между тем, если в Стратегию будут включены конкретные цифры и обязательства, то металлургам придется их придерживаться.
Пока что вопрос о декарбонизации российской металлургии планируется проработать в первом квартале 2022 г. Но задача эта не будет простой.
Переход к низкоуглеродной энергетике потребует увеличения спроса на алюминий. Этот вопрос тоже обсуждался на Координационном совете применительно к перспективам развития российской алюминиевой отрасли. В частности, современная климатическая политика требует расширения выпуска вторичного алюминия.
Кроме того, участники Координационного совета рассмотрели проблему недостаточного развития железнодорожной инфраструктуры. Узкими местами оказались подходы к портам. Проекты по их расширению постоянно сдвигаются вправо, между тем РЖД взимает с грузоотправителей доплату к тарифам. В связи с этим предлагается ускорить железнодорожное строительство в районе подходов к портам, рекомендовать проведение стабильной индексации тарифов и ввести недискриминационный доступ к портам на Дальнем Востоке, где сейчас в привилегированном положении находится уголь.
Наконец, новой темой для российских металлургов стали широкомасштабные планы реконструкции коммунальной инфраструктуры. В 5 городах страны были запущены пилотные проекты. Сейчас готовится программа с бюджетом в 150 млрд., в рамках которой трубы планируется менять со скоростью, превышающей уровень износа. К ее разработке предлагается привлечь Минпромторг.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.