Будет и на нашей улице праздник. Российский и мировой рынок стали: 10-17 июля 2022 г.
«Русская сталь» заявила, что в прошедшем месяце металлургические компании сократили производство стали на 20–50%, а себестоимость выросла на 50% вследствие увеличения доли постоянных затрат. Ассоциация ломозаготовителей «Руслом.ком» сообщает, что спрос на металлолом в июне уменьшился почти в два раза по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, а по итогам всего 2022 г. может оказаться на 30% меньше, чем годом ранее. НЛМК, впрочем, прогнозирует снижение выплавки стали «всего» на 15%, причем основное падение, очевидно, придется на вторую половину года.
Сложившаяся на данный момент обстановка действительно выглядит неприятной для металлургических компаний. На внутреннем рынке потребление существенно просело. Снижение льготной ставки ипотечного кредитования немного поддержало жилищное строительство, но по сравнению с прошлым годом по-прежнему наблюдается сильное отставание.
Из-за проблем с поставками оборудования и комплектующих из-за рубежа снизилось промышленное производство. Как сообщил Денис Мантуров, ставший теперь не только министром промышленности и торговли, но и вице-премьером, в этом году спад в обрабатывающих отраслях может составить порядка 6%, а выпуск автомобилей может упасть вдвое.
Но с самыми большими трудностями российские компании сталкиваются на внешних рынках. Июнь стал для них наиболее тяжелым месяцем из-за рекордного с 2015 г. укрепления рубля. Затем курс сбили более чем на 20% к большому облегчению металлургов, но в последнее время российская валюта опять идет вверх. Что поделать, ведь все факторы, способствующие повышению рубля, остаются в силе.
Безусловно, валютная проблема остается в зоне особого внимания. И решения для нее предлагаются, в том числе, достаточно экзотичные. Так, министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что не будет возражать против бартера и даже пообещал «централизованные клиринговые решения».
Идея не такая уж бредовая, но для этого необходимо внести изменения в российское законодательство, поскольку в соответствии с нынешним бартерные сделки сопряжены с большой головной болью. В принципе, клиринговые расчеты — это вполне реально, но тут надо в первую очередь решать вопрос о ценах, чтобы, с одной стороны, уйти от мелочной регламентации, а с другой — не допустить искусственного занижения или завышения.
Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев предложил идти другим путем, переходя на расчеты в национальных валютах с дружественными партнерами или на некую новую общую резервную валюту стран БРИКС.
Учитывая, что как раз на прошлой неделе Индия разрешила внешнеторговые расчеты в рупиях, а юань уже давно широко используется в сделках с китайскими компаниями, этот путь представляется более реалистичным. По крайней мере, в случае расширения за счет Аргентины, Ирана, Турции, Саудовской Аравии и Египта БРИКС становится весьма солидной и представительной организацией, а если подтянуть к нему и страны ШОС, так вообще.
Так что не исключено, что через какое-то время российские компании будут требовать за свои экспортные товары рубли или какие-нибудь «золотые бриксы», а расчеты станут проводиться через новую платежную систему, никак не связанную с долларом и евро. Правда, это дело точно не одного дня, а может, и не одного года, а российским металлургам надо жить сейчас. И основных бед у них две, причем, это не дураки и дороги, а курс и цены.
С курсом, по-видимому, до введения в действие новых платежных инструментов ничего принципиально не изменится. Рубль будет повышаться, затем его станут резко опускать, а потом он снова будет продолжать рост, вызванный объективными обстоятельствами.
С ценами дела обстоят следующим образом. На российском рынке, похоже, начались долгожданное подорожание арматуры и переход к стабилизации в секторах листового проката и сварных труб. Во всяком случае, большинство участников рынка пришли к пониманию, что еще сильнее удешевлять стальную продукцию просто некуда, иначе так можно без штанов остаться.
Спрос в принципе есть, сокращаться он уже не будет, так что особых преград для этих действий нет. Однако существенный подъем все-таки не слишком вероятен, так как особого роста видимого потребления в ближайшем будущем тоже не предвидится. Разве что в достаточно отдаленной перспективе.
В то же время, экспортные котировки российских компаний, поднявшиеся благодаря удешевлению рубля и скачку в Турции, могут снова упасть. Слабым звеном мирового рынка на этот раз оказался Китай. Всего лишь за месяц с небольшим котировки на Шанхайской фьючерсной бирже рухнули на 22-25% и к середине июля опустились до самых низких отметок с сентября-октября 2020 г. И это, может быть, еще не крайняя точка спада.
Китай столкнулся со своим «идеальным штормом». Отчасти, это действительно влияние погоды. Первая половина лета характеризуется рекордной жарой и обильными дождями, вызвавшими наводнения в ряде провинций страны.
Климатический фактор добил и так депрессивную стройку. По данным Национального бюро статистики КНР, в первом полугодии инвестиции в недвижимость снизились на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 6,8 трлн. юаней (чуть больше $1 трлн.). Для Китая, чья экономика сохраняет устойчивость, в основном, по принципу велосипеда, то есть, за счет непрерывного роста, такой спад выглядит весьма неблагоприятным сигналом. Наконец, в Китай вернулся (или никуда и не уходил) ковид. Новые вспышки в ряде провинций, объявления о локдаунах, тотальное тестирование в Шанхае...
В общем, участники национального рынка стали сделали неутешительный вывод о том, что с экономикой в ближайшее время будет неважно, что бы ни утверждали партия и правительство, объявившее о новых мерах стимулирования. До осени, когда завершится дождливый сезон, изменения к лучшему маловероятны.
Так как китайские компании до этого в целом наращивали производство, особенно, листового проката, началась паническая распродажа. Причем не только на внутреннем рынке, но и на экспорте. Стоимость китайского горячекатаного проката возобновила падение. Некоторые компании предлагают его менее чем по $600 за т FOB, а встречные предложения из Вьетнама поступали на прошлой неделе по $580 за т CFR.
Никуда не девались и проблемы западных стран. На биржах упало все, от фондовых индексов до нефти, когда руководство Федеральной резервной системы США объявило, что в целях борьбы с раскрутившейся инфляцией может вскоре поднять ставку на целый процентный пункт, чего не случалось с 70-х гг. прошлого века.
У европейцев — свои тараканы. Региональная пресса который день обсуждает, что будет, когда Россия окончательно отключит газ, а его стоимость между тем стабильно превышает $1800 за 1 тыс. куб. м. Кроме того, тамошний народ постоянно пугают приближающейся холодной и голодной зимой. Одним словом, рецессия выглядит неминуемой.
Поэтому есть серьезное опасение, что подъем цен на металлолом, прокат и заготовку в Турции быстро выдохнется. Одно утешает: скорее всего, котировки на всю эту продукцию будут снижаться достаточно медленно, примерно с той же скоростью, что и будет расти рубль.
Итак, если все суммировать, получается, что ближайшие месяцы у российских металлургов будут сложными. На внутреннем рынке можно рассчитывать, как минимум, на неухудшение обстановки, но с экспортом будет достаточно грустно.
Вопрос: что с этим делать? Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила принять некие «системные» меры поддержки металлургической отрасли, но затруднилась их сформулировать, перебросив мяч на сторону правительства. Правительство тем временем отменило акциз на жидкую сталь аж для шести компаний, из которых к металлургическим можно отнести только две. Остальным еще весной посоветовали ждать осени.
Вообще, что можно понимать под «системными мерами»? Дмитрий Мантуров рассказал в Госдуме, что Минпромторг с Минфином прорабатывают механизм долгосрочного заемного финансирования крупных промышленных проектов под госгарантии — то есть, легендарных «длинных дешевых денег» для российской промышленности. При этом во главу угла будет ставиться не рыночный подход, а обеспечение технологического суверенитета. Скорее всего, компаниям будут даваться задания по замещению того или иного критического импорта и предоставляться финансовые средства и прочая поддержка на реализацию этих планов.
Для металлургов основным направлением в рамках этой инициативы представляются спецстали, но это все-таки немножко не то. По-видимому, быстрого системного решения нынешних проблем металлургической отрасли просто не существует. В долгосрочном же плане это могут быть различные меры по расширению спроса на прокат в строительной отрасли, развитие «суверенной» российской промышленности, выстраивание нового внешнеторгового объединения в рамках расширенного БРИКС+, возможно, какие-либо новые направления, которые появятся в будущем.
В общем, металлургам надо пожелать себе на свой профессиональный праздник побольше спокойствия, стойкости и целеустремленности. И конечно, веры в то, что на дне ямы мы уже побывали, а теперь начали из нее выбираться.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Несмотря на все нынешние трудности, мы по-прежнему приглашаем получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями на выставках и конференциях, которые пройдут в 2022 г. В Санкт-Петербурге 8-9 сентября пройдет конференция «Сервисные металлоцентры России», а 22-23 сентября в Волгограде будет проведена конференция «Проволока — Крепеж».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.