КУМЗ: Вклад в развитие авиационной отрасли

7 декабря во всем мире отметили Международный день гражданской авиации. Гражданское авиастроение, как и весь авиакомплекс России, сегодня является одной из ведущих наукоемких отраслей страны. В создании авиационной техники принимают участие около 1500 предприятий машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности. Прочные позиции в отечественной авиаметаллургии у Каменск-Уральского металлургического завода, его стремлении соответствовать самым высоким требованиям заказчиков определяется перспективной программой развития.

КУМЗ создавался как завод специальной металлургии в составе Министерства авиационной промышленности для обеспечения самолетостроителей полуфабрикатами из алюминиевых и магниевых сплавов, полученных обработкой давлением.

На КУМЗе впервые в стране организовано серийное производство крупногабаритных прессованных и штампованных полуфабрикатов для предприятий авиационной промышленности - уникальные штамповки подмоторных рам, оребренные панели для несущих конструкций крыла и фюзеляжа и многое другое.

В послевоенные годы в результате комплекса научно-исследовательских и технологических работ был разработан оптимальный технологический процесс и создано производство высококачественных катаных плит для самолетов ТУ-144 и ИЛ-86.

Авиационно-космическая тема с начала 1960-х гг. прочно вошла в практику КУМЗа, что определило продуктивный характер отношений с ведущими отечественными КБ и ракетными центрами, профильными институтами, многими отечественными предприятиями авиационно-космического профиля. В 1990-е гг. совместно с ВИЛСом, разрабатывающим технологии, и ВИАМом , разрабатывающим сплавы, именно на КУМЗе шли и продолжают внедряться наиболее сложные разработки – как правило, для их широкого применения на предприятиях сектора глубокой переработки алюминиевой отрасли. Подобная приоритетность КУМЗа основывается на высоком кадровом потенциале, на высоком уровне технологий. Наиболее сложные, уникальные технологии после их серийной отладки нередко оставались в производстве исключительно КУМЗа. Такие, как магниевое и алюминиево-литиевое производства, редкое производство сплавов типа «Анод» (магниевые сплавы с ртутью).

В 2000-е гг. самым серьезным инвестиционным проектом стал ввод в эксплуатацию нового производства по термомеханической обработке плит, в первую очередь предназначенных для авиации (2007 год). Реализация этого проекта усилила специализацию КУМЗа, позволила сделать крупный шаг по интеграции предприятия в мировую экономику (долгосрочные контракты с ведущими мировыми авиастроительными компаниями).

Тенденции в мировом авиастроении диктуют разработчикам конструкторских материалов необходимость концентрации усилий на ведущих направлениях, обеспечивающих высокие результаты по повышению безопасности лайнеров. А также к получению необходимых удельных свойств материалов, ведущих к снижению веса машин, повышению их грузоподъемности.

Эти направления тем интереснее КУМЗу, что позволяют активно укреплять рыночные позиции. Новые разработки специалистов научно-технического центра предприятия ориентированы на использование новых материалов в самолетах нового поколения КБ «Сухой», КБ им. Антонова, ОАО «Туполев», других ведущих отечественных и зарубежных авиастроительных фирм.

Последние годы можно отметить как активный период новых разработок. Совместно со Всероссийским институтом авиационных материалов специалистами КУМЗа была освоена технология ряда сплавов нового поколения, одни из которых обладают повышенными ресурсными характеристиками и высокой коррозионной стойкостью, другие – высокими свойствами и пониженным удельным весом, третьи – высокими прочностными свойствами.

Рыночные предложения диктуют необходимость углубленной проработки новых технологических направлений. К изделиям магниевой группы сегодня повышенный интерес, прежде всего, со стороны фирм, связанных с ракетостроением.

Многие изделия КУМЗа регулярно экспонируются на Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже, авиакосмическом салоне «МАКС» в подмосковном Жуковском, авиакосмической выставке «Фарнборо» в пригороде Лондона, вызывая большой деловой интерес у специалистов в области технологии производства авиационной и ракетно-космической техники, что подтверждает высокий технический и технологический уровень завода и соответствие его продукции мировым стандартам. Заводской стенд неизменно пользуется повышенным вниманием участников и гостей выставки, которым представляется полная информация о потенциале КУМЗа и о его рыночных амбициях.

На авиакосмическом салоне «МАКС», прошедшем в августе текущего года, предприятие заключило два контракта с двумя российскими авиакомпаниями. По одному контракту предусмотрена поставка в ближайшие три года изделий широкой номенклатуры (плиты, листы, профили) для военной авиационной техники, в работе с заказчиком будет применяться новая схема ценообразования, закладываться основа будущих контрактов. По другому контракту в течение 5 лет будут поставляться наши штамповки нескольких наименований под всю программу пассажирских самолетов «СуперДжет-100». Это весьма перспективные контракты, подчеркивающие высокую рыночную востребованность КУМЗа в сфере авиастроения, его усиливающуюся специализацию под запросы высокотехнологичных отраслей экономики. Этим контрактам предшествовала серьезная подготовительная работа, позволившая сблизить партнерские позиции.

В рамках квалификационных процессов на предприятии продолжается активная работа с участием специалистов, представляющих ведущие авиастроительные компании – Боинг, Аэрбас, Гудрич, Бомбардье. Сертификация производств и видов продукции расширяет номенклатуру изделий заказчикам, для которых КУМЗ является официально признанным поставщиком.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 190

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter