Опасно высокая температура. Российский и мировой рынок стали: 28 марта — 4 апреля 2021 г.

Рынок стали сильно перегрет. Спрос на стальную продукцию в мировом масштабе превышает предложение, что приводит к дефициту и подъему цен. Основные процессы происходят в западных странах и в Китае, но российская экономика тесно связана с мировой, поэтому стоимость стальной продукции на отечественном рынке неизбежно подтягивается к экспортному паритету.

Между тем, котировки на российский горячекатаный прокат при поставках в страны Евросоюза достигли $900 за т FOB и более, а на других направлениях могут превышать $850 за т FOB. Соответственно, меткомбинаты выставляют на май цены на уровне 75-80 тыс. руб. за т с НДС для отечественных потребителей.

Для российской экономики такое подорожание, приближающееся уже к двукратному по сравнению с серединой прошлого года, представляет собой крайне негативный фактор. Проблема заключается в том, что у предприятий, использующих металлопродукцию, растут именно затраты, а ни в коем случае не готовая продукция, цена которой не определяется ни экспортными, ни импортными паритетами за отсутствием таковых.

При этом российский бизнес, за исключением самого крупного, и так в последние годы сталкивался с постоянным ростом издержек на налоги, платежи, услуги «естественных» монополий и прочее на фоне стагнирующего спроса и понижения конечных оптовых (но не розничных!) цен. И для кого-то резкое увеличение стоимости металла будет уже не последним гвоздем в гроб, а целым костылем! Сейчас серьезно возрастает опасность попадания значительной части российской экономики в воронку бедности с постоянно сужающимися спросом, доходами и производством.

Может ли эта проблема решиться естественным путем, без серьезного вмешательства государства в экономику, только под влиянием рыночных сил? Вообще-то да. Рынок всегда цикличен, за подъемами там всегда следуют спады. Вопрос только в том, как долго продлится нынешний период безудержного роста?

В западных странах биржевые фьючерсы на листовой прокат показывают начало предполагаемого снижения в середине текущего года. Однако в США, например, удешевление горячекатаного проката хотя бы до $1000 за т ожидается не раньше, чем в первом квартале 2022 г. В Евросоюзе металлургические компании обеспечены заказами до августа-сентября, а оцинкованная сталь уже продается некоторыми компаниями с поставкой в четвертом квартале. Там не надеются на понижение до конца лета.

В последнее время рванул вверх Китай. За вторую половину марта горячекатаный прокат прибавил там около 10% благодаря введению в силу производственных ограничений в городском округе Таншань, на который в 2020 г. пришлось 13,5% выплавки стали в Китае, а также вследствие повышенного спроса.

По данным китайской консалтинговой компании Mysteel, видимое потребление стальной продукции в стране в апреле будет на 10% выше, чем годом ранее. Причем, в прошлом апреле Китай уже отменил большую часть карантинных ограничений. Судостроители, производители бытовой техники и других потребительских товаров, машиностроители и поставщики промышленного оборудования получают рекордные объемы заказов. Инвестиции в транспортную инфраструктуру в этом году, по прогнозу Mysteel, превысят прошлогодние показатели на 16,4% и достигнут 3,1 трлн. юаней ($472 млрд.).

Возможно, во втором полугодии ажиотаж на китайском рынке несколько схлынет, но второй квартал обещает быть очень оживленным. Более того, правительство страны уже несколько недель держит экспортеров проката в подвешенном состоянии, заявляя о намерении отменить для них возврат НДС, чтобы больше продукции оставалось для внутреннего потребления. Некоторые китайские компании, готовясь к этому шагу, задрали экспортные котировки на горячекатаный прокат до более $850 за т FOB.

Повышению цен на все виды ресурсов, включая металлопродукцию, будет способствовать и новая инициатива, озвученная американским президентом Джо Байденом. В течение восьми лет на модернизацию и расширение инфраструктуры, внедрение безуглеродных технологий, стимулирование промышленности и социального развития должно быть потрачено, в общей сложности, $2,3 трлн.

Из этой суммы $650 млрд. планируется направить на транспортную инфраструктуру. В частности, должно быть отремонтировано 20 тыс. миль автомобильных дорог, 10 «экономически значимых» и 10 тыс. прочих мостов. Еще $20 млрд. будут потрачены на повышение безопасности дорожного движения и $20 млрд. - на строительство дорожных переходов.

План включает финансирование развития общественного транспорта на $85 млрд., включая строительство новых аэропортов и внутренних водных путей. Еще $80 млрд. должно быть вложено в компанию Amtrack, которая занимается пассажирскими железнодорожными перевозками. Порядка $174 млрд. составит бюджет программы по поддержке электромобилей, куда, в частности, включено строительство около 460 тыс. зарядных станций...

Американские металлургические компании приветствуют эту инициативу. По данным American Iron and Steel Institute, каждый миллиард долларов, вложенный в инфраструктуру, дает дополнительное увеличение спроса на стальную продукцию на 45 тыс. т. При этом программа предусматривает использование принципа «Buy American», что требует использования проката и прочих материалов национального производства.

Для мирового рынка стали было бы лучше, если бы Штаты реализовали всю эту программу на собственных мощностях. В конце концов, в этой стране есть все виды необходимых ресурсов, начиная от железной руды и коксующегося угля и заканчивая медью и литием. А если привлечь соседей по континенту, решатся проблемы с алюминием, никелем и кобальтом.

Однако агентство Bloomberg уже успело опубликовать статью, в которой с неподдельной печалью констатировало, что американские металлурги не могут и не станут увеличивать производство в достаточной степени, чтобы удовлетворить дополнительный спрос на прокат. Поэтому американскую инфраструктуру придется в значительной степени отстраивать за счет импорта. Что неизбежно будет способствовать дальнейшему повышению цен на ресурсы.

Конечно, еще не факт, что эта программа будет реализована. Прошлый президент четыре года назад тоже хотел направить триллион долларов на инфраструктуру, но тот проект так и заглох в недрах Конгресса. К тому же, нынешнюю инициативу предполагается финансировать за счет повышения корпоративных налогов. Шаг глубоко правильный, но наверняка вызовет изрядное сопротивление. Наконец, американцам может просто не хватить кадрового и организационного ресурса.

Впрочем, в наши времена пиар важнее, чем реальная картина. И то, что реализация американских инфраструктурных проектов ни при каких обстоятельствах не начнется раньше 2022 г., не означает, что цены на стальной прокат и различные цветные металлы не могут подняться вот прямо завтра. К этому следует добавить вновь выросший в деловых кругах оптимизм. Так, например, страны ОПЕК+ решили с мая приступить к увеличению нефтедобычи. Это означает, в первую очередь, уверенность нефтяников в том, что к концу весны западные страны в основном преодолеют коронавирусный кризис и начнут ослаблять карантинный режим.

Оно-то, конечно, блажен, кто верует, но настроения весьма показательные. При этом западные металлургические компании уже практически дошли до максимальной загрузки мощностей, насколько это возможно в нынешних условиях, а рассчитывать на ослабление импортных ограничений в Европе и США в обозримом будущем не приходится. Поэтому понижения котировок на мировом рынке, чтобы российские компании смогли уменьшить стоимость горячекатаного проката хотя бы до 50 тыс. руб. за т, ждать пока не приходится.

В результате ценовая проблема приобретает такую остроту, что впору подумать о возможном вмешательстве государства. Тем более, что прецеденты уже есть. Так, еще в 2018 г. российское правительство смогло обуздать подъем цен на бензин, причиной которого стал тот же рост экспортного паритета. Тогда был введен так называемый демпферный механизм, в рамках которого государство компенсировало нефтяникам прибыли, недополученные из-за того, что внутренние цены удерживались существенно ниже мирового уровня. Однако когда в 2020 г. бензин в России начал стоить больше, чем за рубежом, уже его производителям пришлось поделиться с государством своими сверхприбылями.

В 2021 г. был разработан механизм, призванный сдерживать экспорт зерна и его стоимость на российском рынке. Как сообщал еще в начале февраля министр экономического развития Максим Решетников, с 1 апреля на Московской бирже запускается механизм еженедельного расчета «плавающей» экспортной пошлины на пшеницу, ячмень и кукурузу на основе зарегистрированных экспортных контрактов. Система начнет работать в полной мере со 2 июня. При превышении определенной «цены отсечения» по каждой товарной группе 70% от «накрутки» будет взиматься в доход государства и целевым образом направляться в регионы на поддержку сельского хозяйства пропорционально сбору урожая.

«Нет задачи наполнить бюджет, - заявил тогда министр. - Есть задача стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, есть задача - дать производителям понятные правила игры, при этом сделать так, чтобы сельское хозяйство продолжало оставаться выгодной сферой для инвестиций, для расширения производства, для создания новых рабочих мест».

В принципе, ничего не мешает внедрить похожие системы для стальной продукции и других стратегических товаров. Конечно, здесь могут быть разработаны другие механизмы, чтобы, например, не подвести металлургов под обвинения в получении незаконной государственной поддержки и компенсационные пошлины, а также учитывать фактор сырьевых затрат. Но в целом принцип равной прибыльности при искусственном занижении экспортных сверхдоходов действительно может поспособствовать уменьшению внутренних цен. Хотя, безусловно, создание подобных систем контроля в различных отраслях потребует массы сил и кропотливой ежедневной работы.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2021 г. Ближайшая конференция "Нержавеющая сталь и российский рынок", состоится в Волгограде 22-23 апреля, а 20-21 мая в Екатеринбурге пройдет конференция "Стальные трубы: производство и региональный сбыт".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 2842

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter