Металлургическая мозаика

#177

Необычное применение нашли серебряные монеты на побережье Малайского полуострова в районе будущего порта Пенанг.

В свое время островок, где в настоящее время находится этот густо населенный город и порт, был покрыт густым лесом и кустарником. Капитан Фрэнсис Лайт, открывший Пенанг, выстреливал с корабля в джунгли серебряные монеты, чтобы заставить малайцев в поисках их расчистить джунгли на островке.
#176

Награбленные сокровища и золото пираты прятали, как правило, в земле и на уединенных островах.

Знаменитый французский корсар Сюркуф придумал более надежный способ сохранения своих трофеев: он отлил из золота якорь.
#175

Самая дорогая в мире кастрюля стоимостью $200 тыс. выставлена на продажу в Лондонском универмаге «Хэрродс».

Она сделана из нержавеющей стали, имеет золотые ручки, а крышка инкрустирована бриллиантами.
#174

Наполеон, покидая сгоревшую Москву осенью 1812 г., вывозил награбленные сокровища на трех обозах.

До западной границы России обозы не добрались из-за нехватки лошадей. Кроме того, Наполеон всерьез рассчитывал перезимовать в Смоленске и весной продолжить кампанию. Следовательно, сокровища были где-то спрятаны, скорее всего, утоплены в одном из озер. Рано или поздно с применением современной поисковой техники можно надеяться на то, что золотые и железные обозы будут найдены — слишком велика ценность сокровищ.
#173

Впервые продувка жидкого чугуна чистым кислородом была осуществлена в Советском Союзе в 1934 г.

Этим была доказана взрывобезопасность такого метода. Широкое промышленное применение продувка кислородом нашла в СССР в послевоенные годы, в частности на ММЗ «Серп и молот», где кислород подавался в ванну мартеновской печи, значительно ускоряя процесс выплавки стали.
#172

Из дыма сигарет химики выделяют не менее 17 различных металлов.

Большая часть их высоко токсична и канцерогенна, в то время как никотин сам по себе не канцероген, хотя и вызывает стойкое привыкание к курению. В Институте биохимической физики РАН разработан новый тип фильтров для сигарет на основе цеолита и кремнийорганического соединения «онкосорб», созданного в Иркутске. На этот фильтр был получен патент в 1996 г. Он убирает из табачного дыма 80—100% тяжелых металлов, а стоит лишь на 2% больше, чем обычные фильтры.
#171

В США насчитывается более 160 тыс. металлических мостов.

По результатам исследования, проведенного в 2005 г. Американским обществом гражданских инженеров, 27% из них имеют недостатки или износ, которые могут вызвать их разрушение из-за коррозии или усталостных трещин. Так, мост в Миннеаполисе, построенный в 1967 г., внезапно разрушился. Причиной явились угловые соединения стальных ферм. По имеющимся оценкам, восстановление американских стальных мостов потребует ежегодных затрат в размере почти $10 млрд в течение ближайших 20 лет.
#170

В Северном Рейне-Вестфалии нашли римский боевой шлем, возраст которого насчитывает около 2 тыс. лет.

К шлему легионера были приклеены серебряные лавровые листья с помощью «суперклея» из битума, дегтя, железных опилок и бычьего жира.
#169

В районах месторождений полиметаллических руд в трухлявых пнях, старых шишках и коре сосен и лиственниц можно найти самородное золото, соли серебра и платины.

Ученые находили до 3 кг серебра, почти 200 мг золота и 5 г платины. В лесах, растущих над рудными телами, формируются микробы, выполняющие функции старателей. За многие годы они вытягивают из почвы растворимые соли драгоценных металлов, а корни деревьев понемногу высасывают их из глубины. После сгнивания живое вещество древесины превращается в углекислый газ, а металлы остаются в гнилых пнях.
#168

До 40-х годов XX в. небольшие дозы радиации считались полезными для здоровья.

В Европе, например, можно было купить одеяла, пропитанные радием, эманаторы для приготовления радиоактивной питьевой воды и даже шоколад с бромидом радия.
#167

На ежегодной выставке роскошных вещей, состоявшейся в 2007 г., была продемонстрирована машина Maserati Quattroporte в золоте.

Машина окрашена специальной краской, в которую добавлены частицы золота. Краской окрашены кузов, решетка радиатора, колесные диски. За эту позолоту нужно дополнительно заплатить €60 тыс. Заказы на такие автомобили уже принимаются.
#166

Гордостью французского торгового флота до Второй мировой войны был гигантский пассажирский лайнер «Нормандия», построенный в 1932 г.

Он имел водоизмещение 83,2 тыс. т и паровые турбины мощностью 160 тыс. л.с. Это был цельнометаллический корабль, на котором из дерева были сделаны только два предмета — колода для рубки мяса на камбузе и концертный рояль.
#165

У одной из самых дорогих в мире автомашин Rolls-Royce модели Phantom на пробке радиатора всегда устанавливается статуэтка «Дух экстаза» — летящая крылатая женщина.

Один из дилеров элитных автомобилей на Манхэттене заменил эту статуэтку ювелирным аналогом, выполненным из платины и инкрустированным бриллиантами. Вещица ручной работы обойдется покупателю в $200 тыс. и увеличит стоимость автомобиля в 1,5 раза.
#164

Создатель массового производства автомобилей Генри Форд участвовал в США в автомобильных гонках с одной из первых своих машин. Автомобиль одного из конкурентов при этом разбился.

Предприимчивый Форд подобрал из его обломков некую деталь, которая, как оказалось, была сделана из новой для того времени марки стали, легированной ванадием. После этого была создана самая массовая автомашина XX в. Ford модель «Т», или «жестянка Лиззи», как ее звали американцы. Она была сделана из высокопрочной ванадиевой стали. 15 млн этих автомашин, выпускавшихся с 1908 до 1927 г., превратили Америку в автомобильную страну. Модель «Т» производили также в Великобритании и Германии.
#163

Самым большим судном, сделанным их обычной судостроительной стали, является танкер «Глобтик Токио» (водоизмещением 550 тыс. т), построенный в 1973 г. в Японии.

Самый длинный стальной корабль — танкер «Батилиус», длиной 414,2 м, он был спущен на воду в 1976 г. Первым в мире стальным кораблем был английский винтовой пароход «Энни», построенный в 1864 г. из пудлинговой стали, и поэтому был довольно дорогим (дешевая мартеновская сталь тогда еще не производилась). Его водоизмещение составляло всего 430 т.
#162

Самым большим железным судном XIX в. был пароход «Грейт Истерн», спущенный на воду в 1858 г.

Этот железный гигант, построенный в Великобритании, имел длину 210 м и водоизмещение 32,7 тыс. т, что в 5 раз превосходило водоизмещение любого из построенных до него судов. Почти полвека он оставался самым большим кораблем в мире. В конструкции «Грейт Истерна» использовалось свыше 10 тыс. железных листов длиной по 3 м и угловые профили размерами 102х102х16 мм. С помощью корабля в 1866 г. прокладывался трансатлантический телеграфный кабель, связавший Европу с Америкой.
#160

Современные требования экологии привели к необходимости снабжать автомобили каталитическими фильтрами для уменьшения выбросов в атмосферу окислов азота и угарного газа.

Перед выхлопной трубой устанавливается фильтр с корпусом из нержавеющей стали, внутри которого находятся каналы — соты, на них наносится слой платины, палладия или родия общей массой 3—5 г. Пройдя через такой фильтр, вредные выхлопные газы превращаются в углекислый газ, азот и водяной пар.
#159

В 1931 г. заместитель наркома обороны посетил Ижорский металлургический завод, выпускавший также и бронеавтомобили.

Он обратил внимание конструктора Н. Дыренкова на то, что в США выпускают бронемашины с наклонными листами брони, от которых рикошетируют пули. Конструктор сообщил, что работа над созданием такой модели уже ведется, и завтра он готов ее продемонстрировать. После ухода гостя Н. Дыренков велел снять кузов со своей легковой автомашины, и к вечеру на шасси стоял фанерный макет, сделанный плотником по наметкам конструктора. Затем макет разобрали, по фанерным лекалам вырезали из листов брони панели, собрали из них кузов и установили на шасси. Осталось только окрасить броневик, высушить краску паяльной лампой и предъявить его начальству на следующий день для пробных стрельб.
#158

В центре Чикаго индийский скульптор А. Капур

соорудил пустотелую скульптуру из полированных листов нержавеющей стали в форме слегка сплющенной сферы на стальном каркасе. Жители города зовут ее «Фасолька», хотя автор назвал свое произведение «Облачные врата».
#157

Иконописцы в старину смешивали сусальное золото с медом

для того, чтобы получить золотые чернила.